Оскар Осипович Марков - художник слова, мастер театральных подмостков - Самарский Дворец детского и юношеского творчества

Сбросить

Х

Версия для слабовидящих

Когда мы говорим традициях Самарского Дворца Детского и Юношеского творчества, невозможно не вспомнить его славные театральные традиции. Одним из первых коллективов с которых начался Дворец, был драмкружок  Маркова.

Бессменным руководителем кружка был Оскар Осипович Марков. Удивительна судьба этого педагога! Он родился 7 июля 1889 года в Киеве, там же учился в 3-й гимназии. Затем окончил юридический факультет Киевского университета, а после музыкально-драматическое училище им. Лысенко.

С 1915 г. – работал актером в драматических труппах театров городов Владикавказа, Ярославля, Киева, Новгорода-Северского, Севастополя, Полтавы, Москвы, Казани.

В 1928-1929 гг. – актер Сызранского театра, с мая 1929 по март 1957 гг. – Самарского (Куйбышевского) драматического театра.

Работая в Куйбышевском драмтеатре, играл в многочисленных пьесах: «Коварстве и любви» Шиллера- роль Гофмаршала фон Кальба (1937 г.), «Мачехе» Оноре де Бальзака - роль Годара (1938 г.), «Бешенных деньгах» А.Н. Островского - роль Кучумова, «Много шума из ничего» Шекспира — роль Антонио(1939 г.), «Врагах» в пьесе А.М. Горького - роль конторщика Полового (1950 г.), «Великом государе» В.Соловьева - роль Нагого (1952 г.), «Раках» С.Михалкова - роль кладовщика, «Марии Тюдор» В.Гюго - роль Джошуа (1954 г.) и многих других[3].

Придя во Дворец, Оскар Осипович с огромным рвением начал обучать театральному искусству детей. Одна из его многочисленных учениц вспоминала: «Оскар Осипович беззаветно любящий искусство, театр, были не только нашим руководителем, но и талантливым педагогом и большим нашим другом»[1,1].

С первых дней своего существования кружок готовил спектакли, выступал в школах, клубах, парках. Уже в 1936 г.  воспитанники показали спектакль «Том Сойер» по Марку Твену, дали концерт при участии духового оркестра и 3-х тысячного хора города. Репетиции тогда проходили в ТЮЗе.

В 1938 кружок продолжил свою работу уже в стенах Дворца детей.

Тяжелый удар по семье Марковых нанесла Великая Отечественная Война сын Оскара Осиповича погиб на фронте в 1944 году, отеца — 75-летнего старика замучили и убили фашистские изверги в Киеве, брат Абрам Марков — был командиром на фронте, получил орден, Лев — пропал без вести, Моисей — погиб, а сестра Клава работала военврачом в Архангельске[1].

После Великой Отечественной Войны Оскар Осипович возглавил кружок художественного слова. Позже он был преобразован в драматическую студию. В работе Оскару Осиповичу всегда помогала его жена, талантливый писатель, автор книги о В.И. Ленине («Начало большого пути») - Татьяна Ниловна Барковская.

Что только не ставили на подмостках Дворца пионеров! И русские народные сказки, и пьесы А.Н. Островского «Доходное место», Л.Н. Толстого «Война и мир», Н.В. Гоголя «Ревизор», С.В. Михалкова «Сомбреро», А.С. Пушкина «Евгений Онегин», А.Грибоедова «Горе от ума», С.Маршака «Двенадцать месяцев» и других.

Любил Оскар Осипович ставить спектакли по мотивам русских народных сказок. Ярким примером может служить «Серебряное копытце» Павла Петровича Бажова из его книги «Малахитовая шкатулка». Спектакль состоялся в клубе имени Ф. Дзержинского в 1951 году.

Но особенно любил Оскар Осипович Чехова и умел эту любовь передавать детям. Кружковцы некоторые пьесы играли в школах города, где учились: в №25, №6, №12, №15.

Спектакли, обычно, показывали во втором отделении ежегодных отчетных концертов Дворца пионеров в конце мая. Часто юные артисты играли сами себя — озорных, веселых и непоседливых.

Но особенно славились Новогодние постановки Дворца Пионеров. К Новому году Оскар Осипович с верным своим другом, женой Татьяной Ниловной писал сценарии елок - труд титанический, гигантский труд: представление шло сразу в двух залах, занято было человек тридцать, игралось по шесть елок в день. Репетиции шли с утра до вечера.

После спектаклей кружковцы обсуждали игру друг друга, спорили, выясняли истину.

«Оскар Осипович Марков был чудесный актер, режиссер, очень любил театр, музыку и вообще жизнь со всей щедротой своей души, передавая эту любовь нам»- написала в своей письме во Дворец одна из бывших учениц Оскара Осиповича.

Мы импровизировали, шалили, веселились, мы влюблялись, ссорились, мирились, но дисциплина у нас в кружке была железная, представление длилось ровно столько, сколько времени на него было отпущено, но никто никогда ни разу не пропустил спектакль и репетицию. В перерывах между елками мы отдыхали в гостиной, ели булки и пили фруктовую воду, и спорили о любимых литературных героях, и чувствовали себя настоящими жрецами искусства, вкушающими заслуженный отдых после праведных наших трудов[2].

В восьмом классе дети уже ставили "Горе от ума", правда, без бала, потому что сценическая площадка к балу была, увы, не приспособлена, но настоящее "Горе от ума", с грибоедовскими характерами в костюмах и гриме.

Кружковцы и учили стихи, и выступали на смотрах - приносили своему Дворцу грамоты и победы.

Оскар Осипович очень любил и детей и Дворец и поэтому был порой строг.

Так Елена Катасонова вспоминает: «В шестом классе я схватила двойку по алгебре, в четверти! - не как-нибудь. Школа сообщила об этом безобразии администрации Дворца пионеров, администрация - Оскару Осиповичу, и мой Учитель, мой Оскар отлучил меня от Моего Дворца. Вот так сразу, после очередной репетиции пьесы, в которой я играла главную роль. Много позже я оценила его неизменную деликатность: он дождался конца репетиции, он оставил меня одну и велел исправить проклятую эту пару, а уж потом приходить. Меня не позорили, не компрометировали меня, а ведь как часто делают такие ошибки взрослые, полагающие, что нельзя скомпрометировать двенадцатилетнюю девочку.

Но все это я оценила позже. Тогда же я рванула с вешалки пальтецо и бросилась прочь, убегала от верных друзей со своим стыдом и слезами. Я ревела и клялась себе, что никогда, никогда не вернусь во Дворец. Я исправила злосчастную двойку, я вообще выправила чертову эту математику. Но я тосковала о Дворце, видела его во сне, скучала об Оскаре и мягкой, доброй Татьяне Ниловне. А ровно через месяц мои друзья (а дружить мы умели), ничего не знавшие, недоумевавшие мои друзья вручили мне заклеенный конверт с письмом от Оскара Осиповича: "Милая Элечка!" - писал он. Он звал меня прийти и поговорить. И он вернул меня во Дворец.»[2]

Многие ребята, после кружка, отправились поступать в ГИТИС, МХАТ, Щукинское и Щепкинское училища

Прошли годы, и не все кружковцы связали свою жизнь с искусством, но любовь к нему сохранили на всю жизнь. Актерами и режиссерами стали Артур Хайкин (был художественным руководителем Омского драматического театра) и Вадим Кузенков, Сюзанна Лавринович стала мастером художественного слова, а Евгений Гарфельд посвятил себя журналистике. Владимир Германов стал   доктором медицинских наук, профессором Куйбышевского мединститута.

«Помню уютный дом на приволжской улице, большую светлую комнату, седого быстрого, родного всем нам человека и всех нас – смеющихся, спорящих, обсуждающих очередную книгу или спектакль в театре. Сейчас Оскар Осипович хлопнет в ладоши, и мы тут же примолкнем, а  потом сядем за стол и начнем читать новую пьесу...»

Автор – Сергей Васюткин
Список источников и литературы:

ЦГАСО. Фонд №5015, Оп-1, №25, Л-50.

Архив СДДЮТ. Воспоминания об Оскаре Осиповиче Маркове. Котянова-Осетрова.

Архив СДДЮТ. Катасонова Е. Страна моего детства.

ЦГАСО. Ф- Р. 5014. Оп. 1-8.