Бывшая воспитанница филологической школы Куйбышевского Дворца пионеров и школьников, а ныне директор музея истории профтехобразования Самарской области- Раиса Захаровна Гранитова.
Раиса Захаровна начала посещать знаменитую школу Василия Павловича Финкельштейна в 1957 и занималась в этом замечательном коллективе 4 года. По словам самой Раисы Захаровны, та учеба дала путевку в жизнь не только ей, но и многим другим воспитанникам коллектива.
Далее мы приводим воспоминания одной из талантливых воспитанниц Василия Павловича.
«Я училась в 6 школе, где сейчас находится институт культуры. Ходить в филологическую школу во Дворце пионеров я начала со своей подругой еще в младших классах, но чтобы ни одного занятия не пропускать - это с 7 по 10 класс. Вообще, Василий Павлович в своей педагогической работе делал упор на старшеклассников.
А первая встреча с филологической школой была такая: Дворец пионеров проводил конкурс стихов, и вообще работ посвященных «Дню птиц», - был такой праздник весенний. И мое стихотворение, написанное в 6 классе, заняло первое место.
Солнышко ясное ярко сияет,
И по полям ручейки потекли.
В золоте солнце весь день утопает,
Всё ожидает прихода весны.
Люди готовятся к встрече пернатых,
Верных защитников поля, лесов.
Домики ловко готовят ребята,
И ожидают прилета жильцов.
Вот и явились веселые птицы,
Радостным криком приветствуют нас.
Эй, берегитесь теперь гусеницы,
Наши друзья доберутся до вас.
Василий Павлович очень ревностно относился к выпускникам своего кружка. И приглашал их обязательно на свои занятия. Когда я впервые пришла в филологическую школу в гостях у Василия Павловича был выпускник коллектива, красавец из Москвы - Артур Хайкин. Он рассказывал нам, кружковцам, о московском кинематографе. Артур Юзефович Хайкин был выпускником московского института театральных искусств им. Луначарского (сегодня ГИТИС), а затем был режиссером Ростовского ТЮЗа и Омского драматического театра.
Мы писали стихи на знаменательные даты, события, произошедшие в нашей стране и мире. Сегодня многие уже и конфликтов этих не вспомнят, а у меня стихи остались.
Над мирным египетским небом- черные тучи ползут,
Египет добился победы, но снова агрессоры тут.
Против воли народа они разжигают войну,
Не любят народов свободных- им хочется сеять беду.
Василий Павлович как-то сказал мне: «Все события какие видишь, знаешь, описывай». И я последовала его совету.
Коронное мое стихотворение, я считаю, написала, когда уже из филологической школы выпустилась. Написала, уже учась на историко-филологическом факультете педагогического института. И сочинила я его в честь полета Ю.А. Гагарина:
Эту дату запомнят навеки,
Шар земной всколыхнула она.
Стала былью мечта человека,
В космос- к звездам дорога видна.
Циолковского дерзкий гений,
Предсказал этот взлет давно,
Что грядущим векам, поколеньям
От земли оторваться дано.
Русский сокол взвился над землею,
Гордой радости мы полны.
Мир склонился пред этим героем
Смелым сыном своей страны.
Про филологическую школу у меня остались такие, знаете, статические воспоминания. Я помню, как мы дети сидели вокруг большого стола. Понимаете, у Василия Павловича особенность была, он умел привить любовь к хорошей литературе, к ее новинкам.
Помню еще стихотворения одного из воспитанников филологической школы (не уверена, кто его написал или Юрий Ратнер, или Борис Свойский).
Есть разных размеров валенки,
Квартиры есть большие и маленькие.
Есть плохой и хороший поэт,
По-разному песня звучащая,
А дружба одна-
Или ее нет
Или она настоящая.
Понимаете, мы все такие поэтические были вокруг Василия Павловича. У нас даже мысли были в стихах. Помню, как на занятия в кружок ходил какой-то стиляга. И я ему посвятила эпиграмму:
Стихи я ваши уважаю,
Они останутся в веках.
Но в жизни стиль сменить желаю
На новый лучший стиль в стихах.
Когда я занималась, на занятия приходило человек 15, в основном старшеклассники. А еще в кружок ходили Саша и Леня Садковые. Александр Садковой потом стал режиссером и работал в Москве. И ходили братья на занятия регулярно: в понедельник, в среду и пятницу. А отец у них был директором Куйбышевского театра оперы и балета - Николай Павлович Садковой. Он очень много сделал для нашего города.
На занятиях обязательно требовалось чтобы учащиеся приходили со своими стихами, зачитывали их. Авторы заслушивались по очереди. Помню, как Василий Павлович умел рассказывать о новинках литературы, как мы разбирали творчество какого-либо поэта. Помню, как он мне сделал замечание: «Прекрасное у тебя про «День птиц» стихотворение. Однако, вот что у тебя в первом куплете? Солнышко сияет, ручейки потекли — все ожидают прихода весны. Согласно первой строчке весна уже наступила, к примеру».
Помню, как нас в школе заставляли учить стихи Гейне на немецком. Мне это удавалось делать с трудом, а Василий Павлович посоветовал мне перевести стихи на русский язык. Вот мой перевод стихотворения Гейне «Лорелей»:
Я не знаю что думать об этом
Печально душе- игла.
Старинная сказка эта
Покой у меня отняла.
Воздух прозрачный темнеет
И Рейна волна шелестит.
Под солнцем вечерним синея,
Вершина горы блестит.
Прекрасная дева младая
На дальней вершине сидит,
Ее ожерелье сверкает
И золото кос горит.
Играет роскошной косою,
Поет наклонясь над водой,
И звуки летят над рекою-
Чудесной мелодии той.
Рыбак в челноке, заслышав
Той песни прекрасной печаль,
Забыв о подводном рифе,
Свой взор устремляет в даль.
Я знаю, что волны скроют
Челнок с рыбаком под водой
Тому Лорелей виною
С чарующей сердце тоской.
Когда я окончила институт, первый год работала в Красном Яре, обучала русскому, литературе, истории. А потом я из Красного Яра переехала в Самару, потому что вышла замуж и стала работать в 24 школе. В 24 школе также работал сын Василия Павловича - Михаил. Я считалась завучем по воспитательной работе. Мы с Михаилом Васильевичем часто разговаривали о его отце. Василий Павлович многим дал дорогу в жизнь, привил любовь к литературе.
Вот, например, сейчас я читаю Иоанну Хмелевскую. У нее такой изящество стиля, юмор искрометный. Слезы от смеха сидишь, вытираешь. Недавно «бестии» прочла. А больше всего мне у нее понравилась юмористическая повесть «Лесь», в котором дело происходит в архитектурном бюро, где главный герой - Лесь Кубалек хочет убить кадровичку. Или очень интересный роман «золотая муха» о том, как поляки добывают янтарь.
На все массовые мероприятия во Дворце пионеров обязательно привлекались мы - учащиеся школы юного филолога. Например, я много раз читала стихи посвященные природе.
Тогда, конечно, немного политизировано все было. Как тогда говорили: «идеологию выдерживали». Вот, например, еще одно мое стихотворение посвященное 23 февраля:
На страже мира и труда
Стоит советский воин,
Чтоб не пылали города
И был наш край покоен.
Мы побеждая шли вперед-
Наш свет не скрыли тучи
И победил врага народ
В сражении могучем.
Последнее что меня вдохновило, - это 100-летие комсомола.
Комсомол- это труд, комсомол- это бой,
Комсомол- это те, кем мы были с тобой.
Комсомол- это мужество, доблесть и честь
И ответ на призыв нашей Родины- есть.
Комсомол- новостройки, «Прогресс», целина,
Комсомол- это те кем гордилась страна.
Комсомол- это в космосе русский герой,
Комсомол- это те, кем мы были с тобой.
Наш учитель- Василий Павлович Финкельштейн обладал необыкновенной добротой, уважением к людям. Поражала его заинтересованность сделать хорошее, передать свои знания. И он будто не работал, а жил этой жизнью. Он умел заинтересовать воспитанников и привить им любовь к знаниям. Большое спасибо ему за это»!