Версия для слабовидящих

Версия для слабовидящих

A A A
A A A

Воспитательный потенциал историко-культурных традиций СДДЮТ (из опыта реализации программы «Дворец нашего детства»)

Осенью 2015 года старейшее внешкольное учреждение Поволжья - Самарский Дворец детского и юношеского творчества отметил свой 80-летний юбилей. Это событие - повод для осмысления опыта, накопленного в воспитательной системе Дворца, способ выработки планов на будущее.

Формирование у воспитанников и молодых педагогов бережного отношения к истории и людям, создававшим эту историю – одна из  устойчивых традиций, характерная как для советского периода, так и современного этапа развития Дворца. Устойчивость традиций как элемента культуры определяется не только и не столько временны́м параметром, сколько их ценностным потенциалом. 

Дворцовская историческая традиция формировалась в 30-е годы прошлого столетия. Первое название - Куйбышевский дворец детей, первая дата - 1935 год, первый адрес - г. Куйбышев, ул. Самарская, 95 в течение многий десятилетий упоминались как своего рода подготовительный период до официальной даты рождения Дворца пионеров, принятой в этой исторической традиции. История создания Дворца для многих поколений жителей нашего города и области связана с другой датой,  названием и адресом. В рамках общепринятой  тогда хронологии Дворец отмечал свои юбилеи, начиная с 1938 года. Всё изменилось в 2005 году. Своё 70-летие Дворец отпраздновал на три года раньше и стал старше на три года. Современные дети, а иногда и молодые педагоги,  даже не знают этой метаморфозы в нашей истории, конечно, если им не рассказывать. Для них сегодняшних, 1935 год — главная дата в истории Дворца, тем более, что уже трижды мы отмечали именно эту юбилейную дату. Но для того, чтобы это произошло, была проведена большая исследовательская работа в рамках историко-культурной воспитательной программы «Дворец  нашего детства». 

  Эта программа родилась в новом XXI веке как инновационный проект Историко-культурного Центра. Разработка проекта программы проходила с 1999 года параллельно с апробацией её отдельных элементов и решением конкретных творческих задач.  Первая редакция программы была принята вначале 2000-х гг., когда в государственной образовательной политике утвердилось адекватное понимание роли содержания общего образования как средства воспитания школьников. Именно в этот период в нашем обществе произошло постепенное осознание опасности политического курса на ликвидацию системы воспитания, что привело к усилению внимания государства к вопросам воспитательного влияния школы на подрастающее поколение. Программа продолжается и в настоящее время, которое авторы теории современного образования определяют как период окончательного утверждения воспитания в качестве приоритетной задачи школы.

  Обобщая сегодня итоги Программы, нацеленной на воспитание у детей и молодёжи интереса к истории Дворца пионеров, а в целом и истории России, Поволжья, родного города, мы понимаем, как много сделано за этот период. Программа сотворчества и общения помогла детям и взрослым утвердить ценности традиций и истории, реализовать лучшие творческие проекты (ежегодный праздник и вручение премии «Волшебный ключ вдохновения», исторические вечера «Удивительные педагоги старого Дворца», интернет-проекты «Фея танца Данилова Н.В.», «Волшебная нить судьбы: особняк А.Н. Наумова», «Дворец нашего детства», «Эхо войны» и др.).

     Одной из самых замечательных традиций СДДЮТ стали встречи поколений. Педагогам-ветеранам Дворца полюбились встречи в наших Исторических гостиных 19 мая и 17 сентября, праздники «С Днём рождения, Дворец!». Встречаясь с ветеранами, дети и молодежь получают уроки гражданственности, осознают свою сопричастность с историей Дворца.  

  Другой проект, самый востребованный и актуальный - «Исторический музей Дворца». Музейная экспозиция «Дворец нашего детства» создаётся в формате музея выставочного типа. Такой подход предполагает   оформление временных выставок фотографий музейного значения. 

В обобщённой характеристике достижений Программы, прежде всего, необходимо выделить особой строкой детские и педагогические исследовательские проекты по истории Дворца, выполненные в разные годы. Всегда трудно найти  детей и педагогов, готовых самоотверженно кропотливо работать в этой непростой системе исторических координат. Но если такие находятся, то они становятся настоящими летописцами Дворца. Мы с благодарностью вспоминаем наших легендарных педагогов-ветеранов 1940-х -1970-х годов — Рузанова Николая Петровича, Евилевич Рудольфа Яковлевича, Емельянову Надежду Александровну. Свой вклад в создание дворцовской летописи внесли современные педагоги и воспитанники. Это Дмитриева Анна Александровна, Петрук Валентина Дмитриевна, Сорокина Ольга Викторовна, Румянцева Таисия Валерьевна, выпускники Данилова Анастасия, Сарварова Эльмира, Барсукова Илона, Пузырёва Ирина, и совсем юный летописец из мастерской «Лада» Петрушкина Ксения.

  На современном этапе развития новые реалии требуют переосмысления в определении приоритетов,  учитывая введение новых форм подведения итогов года в рамках Центров и секторов. Необходимо постоянно формировать мотивацию педагогов и детей на участие в музейно-выставочной и исследовательской деятельности, популяризировать историю Дворца  в  местных периодических изданиях, в передачах областного радио и телевидения. 

Дворец нашего детства. Он всегда в центре событий, он отдаёт своё сердце детям, а они свою любовь и преданность отдают ему, Дворцу своего детства. Главное действующее лицо нашей истории, конечно, дети. Радостным бодрым шагом они спешат навстречу волжскому ветру, солнцу, навстречу жизни, успеху, новым открытиям.