Версия для слабовидящих

Версия для слабовидящих

A A A
A A A

Тенденции гражданского воспитания в современной педагогической практике школы

    В условиях экономического и политического реформирования, в России существенно изменились, принципы организации работы учебных организаций, средств массовой информации, молодежных организаций. Одной из важнейших проблем современной демократической России становится проблема гражданского воспитания, ведь гражданственность – важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасного государства. 3 февраля 2016 года президент Российской Федерации В.В. Путин, на встрече с лидерами российского бизнеса, отметил: «У нас нет, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», где патриотизм - не набор истин и правил поведения, а прежде всего набор практических действий, определяющих гражданскую позицию человека. С другой стороны, в мае 2015 года Правительством России был принят важный документ «Стратегия развития воспитания в Российской федерации», где гражданское воспитание выдвигается на передний план и становиться важным фактором развития потенциала страны.

Ранее  обучение и  воспитание  составляли две  взаимодействующие    части  процесса,  реализуемого    национальной  системой  образования. С  переходом  на образовательные стандарты второго поколения,  изменилась  суть используемого и ранее  понятия  «социализация». Прежде это воспринималось,  как  часть  процесса  воспитания, а в сегодняшней  ситуации  принимается  как  последствие освоения  образовательных  стандартов, обеспечивающее   обучающимся возможность  адаптации  в  условиях  быстроменяющейся  жизни, обеспечивая, тем  самым, возможность жизненной (профессиональной,  личностной и т.д.) успешности. Иными словами,  суть  перемены  заключается в том,  что социализация    сегодня не только  способ  успешной  жизнедеятельности,  сколько  инструмент,  позволяющий на основе  стандарта,   обеспечить  жизненную  успешность воспитанника, обучающегося. Следовательно,  необходимо  изменить   и  суть реализуемого нами  подхода к  гражданскому  воспитанию,  принимая  его  как  часть  возможной  успешной  социализации  молодого  человека, а значит,  и изменить  акценты в  нашей  деятельности. 

Для осуществления подхода возможны пути:
Сместить акценты в освоении  стандарта, понимая  его  как инструмент  социализации,  подкрепляя  социализацию развивающейся  системой  дополнительного образования и  целой  цепочкой элективных   курсов;

Сформировать  условия,  которые  позволят    воспитаннику и  ученику, а  далее и студенту получить  опыт  формирования  и  несомненного  публичного  предъявления личностной  успешности. В системе образования стоит уделить  внимание  развитию различного рода  конкурсов, которые  и  позволяют получить этот  опыт.  При этом,  чем шире  база  социальной практики,  созданная  в образовательных организациях, тем более емкой будет база для  формирования  успешности, опирающейся  на существующую  в  регионе  систему  стимулов   для  детей и подростков;

Освоить опыт   деятельности   в  команде (понимая  при этом  готовность    исполнения  различных ролей: от  лидера до человека,  способного продуктивно  взаимодействовать с другими),  поскольку жизнь требует  взаимодействия  с большим количеством  партнеров, в  том  числе  и имеющих разную  жизненную  позицию. Особую роль  здесь, несомненно, играет практика ученического  самоуправления, поскольку  это  еще один инструмент социализации личности   воспитанника;

Способность осознанного  участия  в гражданских инициативах, которые затрагивают интересы значительного  числа  людей. Примером, может, является участие в акции «Бессмертный полк», нашедшая отклик у сотен тысяч россиян в 2015 году. В память о своих близких, люди выходили на главные улицы городов, разнообразив длинную колонну разнокалиберными портретами стариков и молодых людей, что сражались в те года. Акция началась в г. Томске два года назад, впоследствии, государство подхватило данную идею, распространив ее на остальные регионы страны. Данная акция превратилась в реальное выражение уважения наших граждан к памяти дням Великой Отечественной Войны, следовательно, нам надо искать  подобные практики,  которые бы  будили в нас и  в наших детях те лучшие качества,  которые и составляют основу гражданственности.