Версия для слабовидящих

Версия для слабовидящих

A A A
A A A

Танец - это маленькая жизнь!

Статья, представленная Вашему вниманию, уважаемые читатели, скорее всего попытка объяснить, и в первую очередь себе, что современный танец это и есть театр танца, в понимании настоящего, сегодняшнего развития и синтеза хореографического искусства.

Театр танца - это одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора (творца, художника) передаются зрителю или группе зрителей посредством танцевальных действий танцоров и их эмоционального восприятия воспроизводимого, при этом используется смешение танцевальных стилей.

Театр танца - это искусство построения иной реальности при помощи танцевальных движений. Что вы понимаете под словом танец? Искусство, стиль, направление, культура... Для каждого слова можно дать огромное количество определений, как и для каждого человека, танец это что-то своё, загадочное и особенное. Для меня же танец прежде всего направление мыслей, которые в свою очередь задают движение телу. В зависимости от настроения зависит и вид танца. Танец – это прежде всего свобода, не ограниченная ни чем и ни кем. Чувствуя любимый ритм, каждый человек начинает танцевать, пусть это даже простое покачивание ноги или отстукивание того же ритма пальцами.

Театр танца - это люди, которые любят танцевать, для которых танец - это направление и смысл жизни, они несут своё искусство в массы и ищут себе подобных. Театр танца - это объединение творческих людей, соединенных одной идеей: передать людям что-либо (чувства, переживания или просто сценку из жизни), не используя абсолютно никаких слов, пользуясь лишь своими творческими и физическими способностями. Укладываясь под музыку, все эти компоненты воссоединяются в один единый комплекс - театр танца.

Проанализировав основные понятия и определения (т.к. определения «театр танца» нет ни в методической литературе, ни в интернете, за исключением статей о танце и современной хореографии), представляю, как в настоящее время понимается этот синтез.

Согласно общепринятому определению, Танец (польский taniec, от немецкого Tanz), вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения, жесты танцовщика и положения его тела. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, одно из древнейших проявлений народного творчества. В профессиональном театральном искусстве танец достиг высокого развития и был научно систематизирован. Образовались различные танцевальные системы: европейский классический танец (основная система современного балета); народные танцы явились также прообразом бального танца.

Танец как один из видов искусства служит средством идейно-эмоционального воздействия. Совершенство танцевальных образов определяется их содержанием и формой. Основные средства выразительности в танце: гармоничные движения и позы, пластика и мимика, динамика, темп и ритм движения, пространство, рисунок, композиция.

Согласно общепринятому определению, Театр (от греч. théatron - место для зрелищ; зрелище), род искусства. Как и другие искусства, театр - форма общественного сознания.

Художественного подъёма театр достигает обычно тогда, когда он, проникаясь передовыми идеями эпохи, борется за гуманистические идеалы, глубоко и правдиво раскрывает сложность внутреннего мира человека, его общественные устремления - произведение, обладающее художественным единством, гармонией всех элементов. Он создаётся под руководством режиссёра и в соответствии с режиссёрским замыслом совместными усилиями актёров, хореографа и многих других работников театра. Действие спектакля организовано во времени (темп, ритм, нарастания и спады эмоционального напряжения) и в пространстве (разработка сценические площадки, принцип её использования, мизансцены, декорации, движение и пр.).

Согласно общепринятому определению, Сценический танец, один из основных видов танца. Развитие сценического танца в Европе началось в период античности (IV-II вв. до н.э.). В Древнем Риме происходило освоение эллинистического танца, который получил позднее развитие в пантомимах (II-V вв. н.э.). Ранние формы европейского сценического танца в годы средневековья - танцы жонглёров, шпильманов, скоморохов и др. В XIV-XV вв. появились морескьёры (исполнители сюжетной танцевальной сценки - морески). В конце XVI - начале XVII вв. возникла новая форма сценического танца - фигурный (изобразительный) танец (баллофигурато - в Италии, балле - во Франции, баиле - в Испании). С XII в. после появления танцевальных спектаклей формируются современные формы сценического танца - классический танец, характерный танец. В XX в. в Европе и США получает распространение танец "модерн", включающий различные виды пластического, ритмического, ритмопластического и др. танцев.

Согласно общепринятому определению, Эстрадный танец, вид сценического танца, небольшая танцевальная сценка (танцевальная миниатюра), чаще развлекательного характера, построенная на лаконичных средствах хореографической выразительности. С начала 20-х гг. появились новые разновидности эстрадного танца, в том числе сюжетная танцевальная миниатюра. Эти танцы отличались энергичными ритмами и такой же пластикой. Лучшие номера характеризовались драматургической завершённостью, идейностью, доходчивостью выразительных средств. Ставились спектакли-обозрения с танцевальными сценками, построенными на основе бытовой пластики, решенной эксцентрично. В процессе развития эстрадный танец оказал значительное влияние на всё советское хореографическое искусство. Современный эстрадный танец характеризуется созданием больших концертных программ, он многонационален по своему составу и органично входит в культуру. Понятие эстрадный танец - определение эстрадный танец, вид сценического танца, небольшая танцевальная сценка (танцевальная миниатюра), чаще развлекательного характера.

В определении современного танца у нас чаще называют английский аналог - contemporary dance. Возможно потому, что в русском языке «современный танец» выражение слишком обширное.

«Словосочетание «современный танец» само по себе неправильное, - считает хореограф Александр Пепеляев. - У нас с понятиями полная неопределенность, что, впрочем, естественно, если точно не известно, о чем говоришь. Люди не знают об этом потому, что вся эта художественная форма не статичная, живая и все еще продолжает формироваться».

А. Пепеляев скорее склоняется к названию - «танцевальный театр» («театр танца»). «Театр танца название более корректное, хотя он сам по себе ускользает от определения, - продолжает Пепеляев. – В итоге его задача и состоит в том, чтобы найти новую форму. В то же время «театр танца» как будто и не хочет определяться, я думаю, что в этом и есть его основа».

Термин «Театр танца» впервые употребила Пина Бауш в связи с собственным творчеством. И скорее это название и есть более верное и точное, ведь спектакли в жанре contemporary - это не только движение, это своеобразный микс разных форм искусства от хореографии до видео-арта. В поиски же этих самых новых форм движения хореографы и танцовщики ударились еще в начале ХХ века: учение «свободного танца» Рудольфа Лабана или танцевальные эксперименты Айседоры Дункан или Марты Грэхем, - все это уже история. Хотя, возможно, стоит начать еще раньше, идеи гармоничного движения, танца витали в воздухе задолго до них. Ведущие танцовщики ХХ века – Мэри Вигман, Марта Грэхем, Мерс Каннингем, Хосе Лимон и многие другие – сознательно и бесстрашно экспериментировали со своим телом. В попытки уйти от классических балетных канонов и приблизиться к «гармоничному, естественному движению» в дело шло все: йога и практики двигательной терапии, движения из танцев народов Востока или Индии и, конечно, философия. В жанре contemporary, как ни в каком другом, личность танцовщика, хореографа является ключевой. Экспериментируя с движением, танцем или собственным телом, импровизируя, люди создают порой очень необычные постановки. Если классический балет, по словам представителя танцевального агентства «ЦЕХ» Натальи Обельчак, это настоящая армия, то отличие «современного танца» состоит в первую очередь в том, что люди создают уникальный свой собственный танец, технику, путь. «Движение в contemporary – главное, оно может быть очень простым или очень сложным, с неким философским подтекстом», - считает она. Возможно, в этом и состоит главная сложность в восприятии таких спектаклей, здесь мало смотреть, здесь нужно думать и искать в себе. Глядя на подобные постановки, легко впасть в заблуждение, что все это некий бессюжетный перформанс, на самом же деле, как и в любом другом жанре, здесь сочетаются элементы импровизации и четкой драматургии, всегда есть некие точки опоры, по которым идет исполнитель. Но в России можно говорить о театре танца, как о самобытном, сформировавшемся и развивающемся явлении. В Европе период отторжения contemporary dance уже прошел. Постепенно и государство и зрители принимают это направление, и финансово поддерживают. А это не очень дорого, contemporary-коллективы маленькие, до десяти человек, это не 32 лебедя у воды стоят. Эти коллективы очень мобильны, они являются компаниями солистов, и поэтому их мало, зато они очень разные. Все contemporary-хореографы работают не с труппой, а с конкретной личностью. И танцовщики обычно являются сокреаторами, соавторами постановки. В Европе в мировом контексте contemporary dance — это Театр танца. Это сценическое или перформансное искусство, только тогда это contemporary.

Есть как бы две позиции в этой нелегкой дискуссии о contemporary dance. Одна заключается в том, что это интеллектуальный танец, наполненный реминисценциями, цитатами, он неподготовленному зрителю не доступен. Другая, заключается в том, что это танец инстинктов, и он апеллирует скорее к бессознательному, разговаривает не с человеком разумным, а с человеком-животным. Балет — это искусство изысканное и о вечном, а contemporary — красивое беснование ни о чем.

Представленные выше рассуждения так и не дают ответов на множество вопросов. Но попытаться в этом разобраться, с точки зрения современного арт-искусства, было очень интересно и познавательно.

Так почему именно театр танца? Танец - это не только умение красиво двигаться. Танец - это маленькая жизнь! Это весь наш необъятный мир! Это мироощущение, свойства характера, жизненный опыт, природа темперамента, образ мышления, наблюдательность, фантазия, внимание, способность к импровизации и многое другое. Это содружество профессиональных педагогов – хореографов и всех участников коллектива.

С 2010 года наш ансамбль танца развивает новое направление - театр танца - необъятный мир образов, причудливых сюжетов и фантастических эмоций.

Театр танца "Краски детства" - это объединение, создающее представления с помощью пластики и ритма, через образы и ощущения, опираясь на синтез различных техник современного танца и личный практический опыт. Дело в том, что театр танца, как мне кажется, это нечто большее. Не просто движение, а искусство движения зарождается тогда, когда в душе танцора возникает непрерывная череда сюжетов, звуков, картин, движений (внутренняя линия движения, внутренний монолог). Только тогда удастся представить героев спектаклей в виде целостных образов, заставить зрителей поверить в происходящее на сцене, только тогда танцор научится создавать танцевальные шедевры, когда он полюбит движение как таковое.

Уникальность нашего ансамбля танцев в том, что мы стремимся создать театр, где все наши композиции приобретут сюжет и будут объединены общей идеей - как правило, в конце учебного года мы готовим танцевальный концерт, который может и должен превратиться в спектакль. Главное - это нацеленность на успех! Обучение танцам проходит в соответствии со своей возрастной группой, а вот актёрское мастерство будет изучаться со всеми вместе - это и веселее, и интереснее!

Мы еще очень молоды, но нам уже есть чем гордиться. Это и победы на конкурсах-фестивалях России, и танцевальные концерты, которые коллектив «поднимал» собственными силами, и участие во всех мероприятиях родного Дворца. Одним словом, учащиеся нашего театра танца - МОЛОДЦЫ! Я уверена, что занятия танцами не должны ограничиваться лишь уроками в хореографическом зале, ведь танец - это целый мир, который невозможно сузить до пространства класса. Непременно надо давать возможность детям выступать и быть признанными в танцевальном сообществе!

Теперь о наших проектах и планах на будущее. Обучение танцам - это, отнюдь, не единственное, чем мы живём. Каждый год ставит перед нами новые задачи, а я перед собой - новые цели. И мы рады, что не стоим на месте, как и весь окружающий нас мир. Современные танцы, как и всё остальное - это живой организм, который подпитывается новыми идеями, музыкальными и танцевальными направлениями, развивается и преображается прямо у нас на глазах.

Главная ценность человека заключается не в знании, которое он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает. Основной задачей воспитательного процесса в нашем объединении «Краски детства» является создание для учащихся положительной психологической атмосферы, обеспечивающей их личностное саморазвитие, понимание самих себя, своего места в мире и других людей, понимание перспектив будущего, которые затронут их самих.