Версия для слабовидящих

Версия для слабовидящих

A A A
A A A

Современные ресурсы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения

Динамичные процессы современного развития российского государства ставят перед системой образования целый ряд актуальных задач формирования социально зрелого, активного и патриотичного молодого поколения.

    Президент Российской Федерации В.В.Путин в Указе от 01.06.2012 г. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» так определяет важнейшие направления воспитания подрастающего поколения:
- формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей;
- обеспечение развития научных основ воспитания и социализации подрастающих поколений;
- внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания молодежи;
- стимулирование интереса детей к историческому и культурному наследию России.

    В мае 2015 г. правительство России утвердило «Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.», где среди приоритетов государственной политики в этой сфере выделяются: формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбы России; внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности; патриотизма, чувства гордости за свою родину, готовности к защите интересов Отчества, ответственности за будущее России.

    Самарский региональный Центр гражданского образования СДДЮТ, как научно-методическая структура гражданско-патриотического профиля, активно занимается разработкой новых содержательных и технологических ресурсов, которые бы эффективно решали вопросы воспитания молодых самарцев с активной гражданской позицией. В арсенале РЦГО — социально-образовательный проект «Гражданин», инновационная программа «Я — гражданин России», областная олимпиада школьников по граждановедению, целый ряд семинаров, конференций, конкурсов.

     В 2014 году сотрудниками Центра решили разработать алгоритм и внедрить в региональную педагогическую практику новую интересную методику — Интернет-проект «Гражданин Самарской области — гражданин России».

    Главной его целью являлось формирование у подрастающего поколения патриотических и гражданских качеств, воспитание чувства сопричастности к истории России и родного края, гордости за вклад земляков в защиту и процветание Родины.

В нем предполагалось соединить два исследовательских поля учащихся: анализ краеведческого исторического материала и подбор максимально емкого визуального сопровождения.

   В 2015 году под эгидой Центра в регионе развернулся этот масштабный Интернет – проект, в котором по трем номинациям: «Легенды и память»; «След в истории»; «Никто не забыт, ничто не забыто» школьники делают исследовательские работы по истории Самарского края, активно используя яркие иллюстрации по избранным темам. 

   Отрадно, что соучредителями Интернет-проекта, помимо Министерства образования и науки области и Центра гражданского образования СДДЮТ, стали Самарская Губернская Дума, Общественная палата Самарской области, Союз Генералов Самары.

  С учетом специфики Интернет-проекта, важным элементом исследования, должен стать визуальный фон, в котором могут быть отражены фрагменты документов, газеты, рисунки, письма, фотографии различных наград, воспоминания, видео и аудиозаписи участников памятных событий и экспертов.

  В ходе этого проекта, предполагалось позитивно использовать несколько сюжетных линий патриотического плана.

  Во-первых, стоило привлечь внимание школьников к истории родного края с целью выявления своеобразных «брендов» родных территорий (некоторых объектов, исторических событий, ярких страниц великого подвига земляков в 1941-1945 гг), которыми можно по праву гордиться и с которыми хочется познакомить широкий круг сверстников и жителей нашего региона.

  Во-вторых, инициировать их исследовательскую деятельность по поиску наиболее объемного визуального материала, делающего наглядным и доказательным школьную исследовательскую работу.

  В-третьих, в ходе этой работы дать возможность учащимся соотнести события, происходившие на территории нашей области, с историческим контекстом страны и позволить учащимся в полной мере ощутить себя, жизнь и дела своих земляков в тесном единстве с многонациональным составом нашего государства. Данное тесное взаимопроникновение региональной и общенациональной истории является одним из важнейших концептуальных подходов  реализации нового Историко-культурного стандарта, ныне внедряемого в образовательное пространство России.

  В-четвертых, школьники, используя возможности системы Интернет, смогут познакомить с достопримечательностями родной местности сотни и тысячи сверстников из разных уголков страны, установить с ними дружеские контакты, пригласить в гости.

  В-пятых, педагоги региона получат хороший ресурс гражданско-патриотического воспитания, который может быть многократно использован на уроках отечественной истории, внеклассных мероприятиях, на занятиях курса «Краеведение», деятельности школьных историко-краеведческих музеев.

  Все это вполне удалось осуществить школьникам региона. В конкурсе, который происходил с марта по октябрь 2015 года, приняли участие обучающиеся образовательных организаций, учреждений дополнительного образования детей, студенты системы начального, среднего и высшего профессионального образования Самарской области. Всего в оргкомитет конкурса поступило более 150 работ. 28 октября в зале заседаний Самарской Губернской Думы прошел финал этого конкурса исследовательских работ, где были представлены по три лучших исследования в разных номинациях.

   Победители конкурса были награждены дипломами министерства образования и науки Самарской области, а призеры дипломами Самарского Дворца детского и юношеского творчества и памятными подарками. 

     Проведение данного конкурса показало высокую активность школьников и явную заинтересованность разных категорий педагогов в развитие данного направления научного творчества школьников. Соучредители конкурса отметили размах и значение этого конкурса в деле формирования реальных гражданских и патриотических качеств обучающихся образовательных организаций Самарской области и целесообразность продолжения данного конкурса на перспективу.

     В 2016 году данный проект выходит на новый уровень — в Положении об этом конкурсе помимо двух уже знакомых номинаций («Легенды и память» и «След в истории») появилась новая - «Гордость Самарской земли» (знаменитые предприятия, сельскохозяйственные объединения, учреждения науки и культуры).

      Духовное возрождение России, превращение Самарской области в развитую, сильную и просвещенную территорию немыслимо без приобщения подрастающего поколения к исконным нравственным ценностям своего народа, его святыням и идеалам, без воспитания юных на славных боевых и трудовых традициях многих поколений самарцев.