Версия для слабовидящих

Версия для слабовидящих

A A A
A A A

Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ

Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессии. Всё это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого – заложить потенциал обогащенного развития личности ребёнка. Для общего умственного развития ребенка необходимо развивать как математические представления, так и способы оперирования этими представлениями. Необходимо подобрать такие средства, с помощью которых эффективно бы решались поставленные задачи. По мнению многих авторов психолого-педагогической литературы таким средствами является дидактический материал, отвечающий таким требованиям как многофункциональность, комбинаторность и эмоциональная привлекательность для детей. Среди таких средств выделяют интерактивные доски.

Занятия по математике в нашей Школе раннего развития «Гармония» проводятся в соответствии с образовательной  программой «Занимательная математика»  с использованием интерактивной доски. Начав использовать  средства ИКТ в работе с  детьми, я заметила, что  интерес детей к занятиям математикой возрос. Легкая и интересная подача материала на мультимедийных занятиях помогает  детям быстрее и лучше запоминать изучаемую информацию. Такое игровое обучение интересно и увлекательно для дошкольников, игра не перегружает их ни умственно, ни физически. 

Интерактивная доска позволяет использовать на занятиях различные виды презентаций и анимированные плакаты, выполнять большое количество интерактивных упражнений, использовать развивающие программы, обучающие игры и тренинги. 

Презентация– наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Для создания презентаций используются такие программные средства, как Power Point или Open Impress. Условно, все презентации, которые мною используются на занятиях, можно разделить на  группы:

Обучающие презентации  

Обучающие  презентации я использую на начальном этапе изучения нового материала. Например, при работе над темой «Пространственные, временные и количественные отношения»  используются презентации «Мишка и дни недели»; «Времена года». Тематические презентации  позволяют сделать занятие более интересным и динамичным. В группе во время таких занятий создаётся обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить мысли «своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. В обучающих презентациях есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Особенно это относится к математическим презентациям. Игры знакомят детей с цифрами, учат сравнивать числа и объясняют простейшие действия с ними. Например, презентация: 

«Учимся считать»; « Считаем пароходы»; « Конфетное вычитание».

Презентации – тренинги

Эти презентации, за счёт высокой динамики, эффективно помогают детям более углублённо усвоить материал, активно пополнить  словарный запас, развивают их  воображение и творческие способности. Закрепление материала, тренировка решения  примеров проходит не скучно, наоборот ребёнок готов вновь и вновь выполнять задания! Примеры подобных презентаций: «Футбол со Смешариками»; «Ловим звёзды с Ёжиком».

Обучающие игры. Это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память, получая дополнительные навыки компьютерной грамотности.  Игры знакомят детей с цифрами, учат сравнивать числа и объясняют простейшие действия с ними. Каждая из игр решает задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Из чего следует очевидность высокой эффективности использования в обучении информационно-коммуникационных технологий. Например, игры- тренажеры «Маша и медведь»; « Колобок», в которых отрабатывается сравнение чисел и решение примеров. Игра «Помоги Незнайке подобрать нужный знак» закрепляет  знания детей  о знаках больше и меньше, упражняет в правильном выборе нужного знака. Анимированные картинки, поощрения, звук  делают игру захватывающей и интересной.

Анимированный плакат.

Вашему вниманию предлагаю, разработанный мной анимированный плакат для наглядной демонстрации при изучении темы признаки предметов. Плакат можно использовать в качестве  наглядной демонстрации во время фронтальной работы со  всей группой по изучению нового материала, а также повторению и закреплению пройденного и  в индивидуальной работе. Плакат иллюстрирует, как выделять разные признаки предметов. На елочку «развешиваются» игрушки сначала по цвету, потом по размеру и по форме.« Наряди ёлку»; « Домик»; «Секрет» - эти плакаты презентации  помогают детям понять и решать трудные логические задачи. 

Развивающие игры и игры-тренинги 

По теме «Свойства предметов» в план занятия я включаю следующие игровые упражнения: «Цвета»; «Цветочки»; «Головоломка предметов»; «Свойства предметов». Такие упражнения позволяют быстро проверить уровень усвоения нового материала, выявить пробелы в знаниях учащихся, делают занятия более живыми и интересными.

Игры «Числовые домики» формируют абстрактное мышление, воспитывают внимательность, умение точно следовать инструкции, целеустремленность. Цифра на крыше домика показывает, сколько жильцов должно жить на каждом этаже. Дошкольник может пересчитывать предметы, дополнять до заданного числа путем присчитывания. В результате – запоминает состав числа. Анимация, звуковое оформление позволяет сделать игру – презентацию автодидактической. Звуковой сигнал, анимированная картинка, поощрение стимулирует работу ребенка, позволяет оценить свои действия. Формирует умение понимать учебную задачу и выполнять её. 

В нашей школе создана и активно работает открытая группа в сети интернет «В Контакте»: http://vk.com/club75619280. Я являюсь редактором этой группы, что позволяет использовать возможности ИКТ в работе с родителями и детьми. На страничке нашей школы оперативно выкладываются задания для детей, методические рекомендации, отчёты о проведённых мероприятиях, фотографии, видео - фрагменты уроков. Открытая группа помогает наладить диалог с родителями, даёт возможность расширять зону дальнейшего развития детей.

Совместно с другими педагогами нашей школы был разработан образовательный интернет-маршрут « Встречаем зиму», работа по которому стимулирует родителей продуктивно и с пользой  проводить свободное время вместе с детьми, а не просто бездумно играть в компьютерные игры или смотреть мультфильмы.  Маршрут помогает им осваивать новые знания, совместно выполнять задания, придумывать и составлять новые задачи для всех участников маршрута. 

Более подробно с данным маршрутом вы можете ознакомиться в статье «Формирование ИКТ-компетенции обучающихся и родителей на примере образовательного маршрута «Встречаем зиму».