Версия для слабовидящих

Версия для слабовидящих

A A A
A A A

Развитие гражданской активности школьников в условиях социально-образовательного пространства программы профильной смены

В соответствии с современными нормативно-правовыми документами –Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – необходимость разработки и реализации программ по развитию гражданского потенциала молодёжи объявлена одним из приоритетов и ключевой целью воспитания. 

В настоящее время одним из важнейших инструментов реализации и развития гражданского общества являются молодёжные движения, позволяющие создать возможность для появления различных групп по интересам, развивающих личность во всех ее проявлениях [4]. Именно молодёжные сообщества наиболее ярко и мобильно отражают те идеи и ценности, которые транслируются в обществе.
В современных условиях развития общества особенно актуальным становится формирование у молодых людей правовой культуры, ответственности, активной гражданской позиции, причастности к процессу управления государством, инициативности, способности включаться в общественно-политическую жизнь через реализацию социально-значимых проектов и акций, необходимых социальных компетенций и навыков работы с информацией.  Данные аспекты определяют реализацию программ по развитию гражданского потенциала молодёжи актуальной как на личностном уровне, так и на уровне региона. 

В Самарской области накоплен определенный опыт реализации профильных смен по развитию лидерских и гражданских компетенций современной молодёжи. В данном аспекте программу профильной смены «Время мечтать? Время действовать!» можно рассматривать как программу по развитию гражданского потенциала.  На уровне региона основным результатом реализации программы становится формирование социально-активного молодёжного сообщества Самарской области, неравнодушного к проблемам своего объединения, города, села, региона. В ходе реализации программы участники приобретают позитивный опыт взаимодействия с социальными структурами региона и проявляют активность в реальной общественной ситуации при решении проблем правового, политического характера. [1].

Реализация программы способствует созданию сообщества социально-активных молодых людей, развитию взаимодействия между детскими и молодёжными объединениями области и предполагает формирование единого стиля работы с молодёжью, но с учётом разнообразных форм и методов, инициатив молодёжи, а также специфики муниципальных образований нашего региона. Единый стиль предполагает реализацию деятельности на основе ключевых принципов и достижение поставленных целей с активным вовлечением молодёжи в процесс социального творчества.

В рамках программы проводится некий «старт будущей деятельности»,  причём участники программы активно участвуют в процессе формирования будущей деятельности по развитию молодёжного сообщества в регионе – сами анализируют актуальные проблемы, сами участвуют в творческих мастерских по выбору варианта решения, сами проектируют деятельность, сами воплощают идеи в жизнь и оценивают их результаты.

Особым элементом реализации любой программы является система индикаторов и показателей оценки эффективности деятельности [2]. В качестве критериев эффективности реализации программы возможно определить:
- охват участников программы;
- освоение образовательного и деятельностного блоков;
- эффективность работы с целевой аудиторией программы;
- формирование сообщества социально-активных молодых людей;
- оздоровление участников смены [3];
- реализация досугового блока программы.
 - развитие ученического самоуправления через реализацию программы;
- эффективность работы с целевой аудиторией программы;
- формирование сообщества социально-активных молодых людей;
- развитие социального партнёрства в интересах детей и молодёжи;
- оценка эффективности программы участниками.

Ключевым методом оценки эффективности программы является сравнение и анализ входящей и исходящей диагностики. Результатом деятельности является повышение уровня социальной активности, вовлеченность в социально-значимую деятельность; формирование и развитие ответственности, самостоятельности, коммуникативности, организованности; создание условий для качественного молодёжного досуга; создание сообщества социально-активных молодых людей Самарской области; получение участниками смены конкретного результата от своей деятельности, развитие гражданского потенциала молодых людей, готовности к социально-полезным действиям.

    Библиографический список:
1. Байбородова Л.В. Воспитательная работа в детском загородном лагере.  – Ярославль: Академия развития, 2003. – 256 с.
2. Оценка эффективности деятельности учреждений социальной поддержки населения / Под ред. П.В. Романова и Е.Р. Ярской-Смирновой. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ». М.: Московский общественный научный фонд; Центр социальной политики и гендерных исследований, 2007, - 234 стр
3. Таран Ю.В. Социально-педагогическая деятельность детского оздоровительного лагеря/ Народное образование. - 2004. - №3.- с. 89-94.
4. Торшин В.Н. Теория и практика организации подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей./ Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей/ Приложение к журналу «Внешкольник» – 2011. - № 2 – 120 с.