Версия для слабовидящих

Версия для слабовидящих

A A A
A A A

Формирование активной родительской позиции посредствам создания условий эффективного взаимодействия с семьей

Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми вызвал необходимость по-новому взглянуть на проблему взаимодействия учреждения дополнительного образования с родителями с целью создания единого образовательного пространства семьи и учреждения дополнительного образования. В полной мере это относится и к художественному образованию. Педагоги и родители должны стать союзниками. Этому союзу единомышленников более всего подходит понятие «взаимодействие». Что же нужно для его организации?

Прежде всего, необходимо добровольное сближение позиций партнеров образовательного процесса. Так же важно устранение противоречий между родителями и педагогами, понимание ими друг друга.
  Всем родителям необходимы педагогические знания, и здесь должны помочь педагоги. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Наши наблюдения показывают, что современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Многие покупают специальную литературу, некоторые получают необходимую информацию через интернет. Но в большинстве своем они пользуются случайной литературой и бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно, по принципу «как меня воспитывали», некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка, его проблемам.

Таким образом, главная цель педагогов активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:
- Формирование активной родительской позиции в воспитании детей и в общении с педагогами;
- Создание положительного эмоционального настроя, сближение родителей и детей;
- Вовлечение родителей в творческий процесс, обогащение отношений родителей и детей опытом совместной творческой деятельности;
- Ознакомление родителей с элементарными базовыми сведениями о возрастных особенностях детей;
- Использование эффективных методик в совместной деятельности детей и родителей.

Алгоритм взаимодействия с семьей включает пять стадий, которые носят следующие названия:
- поиск контактов при встрече;
- обсуждение, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке;
- упрочение сотрудничества в достижении общей цели;
- реализация индивидуального подхода
- совершенствование педагогического сотрудничества.

План работы с родителями включает в себя:
- Просветительство: родительские собрания, групповые индивидуальные консультации, наглядно-текстовая информация;
- Обучение практическим умениям: овладение методиками декоративно-прикладного направления;
- Вовлечение родителей в образовательный процесс: открытые занятия, совместные праздники.

Праздники - одна из самых доступных и эффективных форм взаимодействия родителей, педагогов и детей является праздник. Общеизвестно, что именно праздник – одно из самых любимых мероприятий детей и родителей. Праздник – это самая привлекательная форма решения  воспитательно-образовательных задач при взаимодействии родителей с педагогами.

Родителям и педагогам очень важно понять, что участие родителей в мероприятиях Дворца стимулирует их собственного ребенка к выступлению. Это и профилактика застенчивости, и формирование публичности, и обогащение содержания общения взрослого с ребенком.

В секторе прикладного творчества мы проводим два праздника: в начале года «Праздник первых достижений» и в конце года «Умельцы - 2016». Начинается праздник с выставки детских работ. Затем педагоги приглашают детей и родителей на мастер-классы. Продолжается праздник в актовом зале, где педагоги проводят игры, конкурсы, в которых активно участвуют родители.
Затем проходит награждение детей и родителей по итогам учебного периода.

Педагогический проект - еще одна возможность совместного творчества.

Создание коллекции костюмов на тему «Ветер на Набережной» (руководитель - Якунина О.Н.) происходило с участием родителей:
- на этапе изучения материала, (помощь в сборе информации, экскурсии по городу, подготовки докладов)
- на этапе вышивания элементов костюмов;
- на этапе подготовке к показу (изучение и тренировка в создании причесок).

Проведя работу в этом направлении, мы заметили, что произошли качественные изменения во взаимодействии семьи и педагогов. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения. В процессе работы повысился их интерес к проблемам детей, возрос интерес к мероприятиям, проводимым нашим учреждением.
Все это является подтверждением того, что залог успешной работы с детьми лежит в сотрудничестве педагога и родителей, а также самих детей.