Версия для слабовидящих

Версия для слабовидящих

A A A
A A A

Образцовый детский коллектив «Мастерская филейно-гипюрной вышивки «Лада»

По оценкам специалистов, в Самаре бытует два традиционных вида декоративно-прикладного искусства: резьба по дереву и филейно-гипюрная вышивка. Редки тонкие женские руки, которые могут ловко вышивать изящные узоры по сетке.

Сетка плетется вручную, как тысячу лет назад. Методично, с тихим шелестом челнок протаскивает сквозь ячейки нитки очередного ряда сетки. Чем меньше челнок – тем мельче сетка – тем тоньше узор. Когда сетка готова, то её натягивают на пяльцы, и начинается праздник творчества. На сетке то расцветают цветы, то появляются замысловатые фигурки эпохи Возрождения. Постепенно разматывается клубок ниток, распутывается клубок противоречий, воплощаясь в гипюр.

Искусство филейно-гипюрной вышивки пришло в Россию с Запада. Точнее, из Голландии. Пётр Великий позаботился в своё время о занятости монашек. Привёз с собой из зарубежной «стажировки» двух вышивальщиц, которые и передали «секретные технологии» русским дéвицам. Ну, а православная церковь постаралась распространить это западное чудо по всей нашей великой стране. Не до всех мест оно, однако, дошло и не везде прижилось.

В Самарском крае филейно-гипюрная вышивка сохранилась и пережила все крупномасштабные исторические потрясения XX века. Красота оказалась такой сильной, что через десятки лет после церковного посева дала всходы в душе убежденной коммунистки. Потому что красота выше политики. Эта фундаментальная субстанция не подвластна времени. Коммунистка со всей своей идеологической убежденностью и женской страстностью возрождала и отстаивала филейно-гипюрную вышивку, первые уроки которой когда-то в детстве дала ей мама. Пора назвать имя нашей героини. Это – Надежда Афанасьевна Тазова. Народный мастер России. Автор немногих и единственных учебников по филе-гипюру.

Она была настоящим фанатиком вышивки. Обучила сотни детей и взрослых. Преодолела многочисленные бюрократические барьеры. Обогатила технику вышивки новыми приемами и швами. Несколько человек стали её последователями. Так зародилась школа Тазовой. Школа Самарского Гипюра. До конца жизни Надежда Афанасьевна держала в руках челнок, пяльцы и вышивальную иглу. Обстоятельные и прекрасно оформленные книги Тазовой покорили Америку. Материалы из них без указания автора перепечатываются в наше время. Но главное дело её жизни удалось: филейно-гипюрная вышивка жива.

«Если молодые освоят это рукоделие, значит, жить ему ещё долго» – так говорила Тазова. Да, можно достигнуть исключительного мастерства в искусстве. Но если у тебя нет учеников, которые, приходя в мастерскую в ненастный день, упрямо преодолевают непослушность пальцев, вдохновляются твоей увлеченностью и светло радуются своей первой самостоятельной работе, то твоё искусство обречено на увядание. Из десятков детей выделяются несколько особо упорных, особо творческих, чей внутренний мир гармонично совпадает с твоим искусством. При удачном стечении жизненных обстоятельств из таких детей могут получиться Хранители искусства, продолжатели Дела. Тогда у Учителя двойная радость.

Значение слова «Лада» проявляется из глубины веков. Оно гораздо старше христианства, заменившего язычество, и уходит корнями в самое начало славянской, а возможно и европейской цивилизации. Восклицаниями «Лада!» наши предки выражали свои самые лучшие чувства. Сегодня невозможно точно и полно истолковать персонаж Лады. Однако можно определенно считать Ладу главной богиней древних славян, с которой связывались благополучие, весна, хороший урожай, семейное счастье, красота, очарование. Всех любимых на Руси называли Ладами. Так же называется и мастерская филейно-гипюрной вышивки.

Я руковожу мастерской «Лада» уже двадцатый год, а когда-то, в школьные годы, мне посчастливилось быть одной из учениц Н.А.Тазовой. Я осознанно стала одной из Хранителей её искусства и продолжателем её Дела. После университета работала инженером. Но сердце требовало дела, которое одновременно было бы и праздником. И такой момент настал. Случайно увидела великолепную выставку работ Тазовой в Самарском краеведческом музее, который в те годы размещался в костёле. Потом была встреча с Надеждой Афанасьевной, превратившаяся в дружбу и сотрудничество. Ольга Яковлевна Гулина, хорошо знавшая Тазову, пригласила работать в Самарском Дворце детского и юношеского творчества. Связь времён состоялась…

В 2001 году воспитанниками мастерской «Лада» была создана «Весна России». Это первая коллекция филейно-гипюрных костюмов, символизирующая надежды русских людей на возрождение Родины. Результат вдохновенного труда двадцати пяти мастериц в течение двух лет. В 2002 году на IV самарском областном конкурсе театров детской и молодежной моды «Лабиринты моды» коллекция принесла коллективу мастерской «Лада» Гран-при.

С «Весны России» в мастерской началось создание филейно-гипюрных коллекций костюмов и их показы. На втором национальном фестивале-конкурсе традиционного народного творчества молодежи в Рязани также была продемонстрирована коллекция накидок «Деревенские мотивы». К 10-летию мастерской в 2004 году была вышита коллекция современного костюма «Новый свет». К весне 2008 году была создана коллекция ситцевых русских костюмов «Стёжки-дорожки». Девочки с удовольствием занимаются хореографией, участвуют в показах, что способствует их гармоничному развитию. Возрождая традиции, мастерская «Лада» смотрит в будущее и стремится для развития и распространения филейно-гипюрной вышивки широко использовать новые информационные технологии. С мая 2000 года функционирует сайт мастерской (адрес: www.goldenlada.narod.ru), ставший финалистом конкурса «Самарский Сайт 2001».

Девизом мастерской «Лада» являются слова «Красота – без границ». Да, красота – великая сила! Она должна спасти мир… Красота спасёт мир, если он захочет быть спасённым.

За годы деятельности мастерской «Лада» состоялись две юбилейные выставки мастерской и мероприятия, посвящённые 100-летию со дня рождения Н.А. Тазовой. К этому юбилею была приурочена состоявшаяся в ноябре 2006 года в Доме Курлиной первая самарская областная выставка филейно-гипюрной вышивки «ГИПЮР 2006». Трижды мы обращались к запасникам Самарского областного историко‑краеведческого музея им. П.В. Алабина, где хранится замечательная коллекция изделий Надежды Афанасьевны Тазовой. Всего лишь три раза за 20 лет была возможность посмотреть уникальные работы нашей талантливой землячки! Внимание посетителей выставки неизменно привлекала изготовленная специально к юбилею Надежды Афанасьевны коллективная филейно-гипюрная работа «Кружевные круги», состоящая из 56 авторских фрагментов современных мастериц, продолжателей Дела, Хранителей мастерства. Один из фрагментов работы выполнен американской вышивальщицей и педагогом Мэри Джо Квинаулт.

Ежегодно в мастерской занимается около 30 человек, более 50 полностью закончили обучение по программе «Самарский гипюр». Работы мастериц и коллекции костюмов демонстрировались в различных городах России и за рубежом: Анапе, Рязани, Оренбурге, Москве, Воронеже, Великом Новгороде, Суздале, Ярославле, Чкаловске Нижегородской области, Белграде (Сербия).

Как показывают итоги работы выставки и мастерской, сегодня, спустя многие десятилетия после начала деятельности Тазовой, многие люди продолжают увлекаться искусством филейно-гипюрной вышивки. И очень важно не потерять его.  Для развития этого вида декоративно-прикладного искусства целесообразным является создание музея вышивки в Самаре. Очень хочется, чтобы один из кружевных кругов затронул за живое людей, занимающих руководящие посты в министерствах образования и культуры, и им захотелось бы поддержать эту идею и найти средства. Так хочется сохранить красоту старинного вида рукоделия и дать возможность юному поколению, жителям и гостям нашего города любоваться им постоянно, а не только в связи с юбилейными датами.

Руководители: 
Якунина Ольга Николаевна
Контакты: 
332-07-51 (доб. 205)
decor@pioner-samara.ru
Награды: