История своими руками - Самарский Дворец детского и юношеского творчества

Сбросить

Х

Версия для слабовидящих

На протяжении десятилетий в Куйбышевском Дворце пионеров работали различные археологические коллективы, но особое место занимает коллектив экспериментальной археологии и истории древнего гончарства доктора археологических наук, профессора — Натальи Петровны Салугиной.

Ребята, как правило, обучались три года. Возраст детей был разный, но больше всего было ребят в возрасте от 12 до 13 лет.

Школьники приобщались к учебно-исследовательской деятельности, готовили небольшие сообщения, знакомились с наиболее часто употребляемыми терминами археологии. Отдельным блоком шел раздел «Персоналии»- знакомство с работами ученых, которые внесли значительный вклад в развитие археологии России, и, в частности, Самарской области. Темы для индивидуальных сообщений дети выбирали сами, - руководитель должен был только заметить интерес ребенка и направить его в нужное русло.

В соответствии с возрастом учащихся, программа была разделена на три года обучения, постепенно усложняясь. В первый год дети знакомились с основами археологии, основными типами археологических памятников, общими особенностями гончарства, как особой сферы человеческой деятельности. В этот период главной задачей было заинтересовать школьников. Третий год обучения предусматривал рассмотрение основных дискуссионных проблем археологии и основных проблем изучения древнего гончарства[1,2].

Темы, которые изучали дети, отличались широким охватом и разнообразием. Вот некоторые из них: «Город, в котором мы живем», «Как жили древние люди? История жилища», «Как обжигали сосуды?», «Узоры на горшке», «Откуда к нам пришел фарфор?» и многие другие.

Значительный блок программы занимали практические занятия по знакомству с древними технологиями изготовления сосудов, с навыками работы с микроскопом, с принципами камеральной обработки* материала. Также ребята знакомились с основными понятиями и терминами науки, с методами научного исследования, с методами работы с научной литературой (* см. прим.).

Еще одна часть этой программы была направлена на общее ознакомление с основами археологии, с основными достижениями самарских археологов, с общими проблемами гончарства. Предусмотрены были и практические занятия по лепке сосудов. 

Программа «Экспериментальная археология и история древнего гончарства» объединяла в себе и традиционное изучение археологии (как дополнение к школьному курсу истории и как основу краеведения), и использование нетрадиционного метода исследования - постановки научного эксперимента, с привлечением данных этнографии.

Занятия проводились на базе керамической лаборатории Института истории и археологии Поволжья и Музея археологии Самарского государственного педагогического университета. На этих учебных площадках ребята знакомились и работали с реальным археологическим материалом, пользовались научной библиотекой, общались с учеными[1,8].

Большое влияние на формирование интереса к исследовательской деятельности и становление будущих ученых оказывало участие в археологических экспедициях. Во время них школьники участвовали в раскопочной и экспериментальной деятельности. Ребята знакомились с полевой методикой, приобретали навыки жизни в полевых условиях.

 В работе широко использовался метод научного эксперимента в виде физического моделирования. Особенно перспективен этот метод при изучении древних производств.

 Археологические экспедиции - это не только раскопки памятников старины, знакомство с методикой полевых исследований. Благодаря экспедициям у ребят воспитывалась выносливость, терпимое отношение друг к другу, умение брать на себя ответственность за товарищей.

Проходили весь цикл производственного процесса, ощущали себя гончарами.

Любая практическая работа всегда будит воображение, а возможность что-то сделать своими руками (слепить сосуд или свистульку, модель очага или жилища), восстановить сосуд из мелких обломков, поучаствовать в настоящем научном эксперименте — такая работа интересна всем без исключения.

Многие ребята посещали занятия кружка из-за возможности пообщаться со сверстниками, поехать летом в археологическую экспедицию. Не все стали археологами, но навыки, полученные в экспедициях, пригодились жизни всем.

Автор – Сергей Васюткин

Список источников и литературы:

Экспериментальная археология и история древнего гончарства. Авторская комплексная образовательная программа. Н.П.Салугина. Самара, 2003 год.

Примечание:

Камеральные работы- всесторонняя научная обработка материалов, собранных в процессе полевых топографических, геологических, почвенных и других специальных исследований какой-либо территории.