«Артисту Алло удалось из учеников составить

превосходный оркестр. Исполнение этим оркестром Грига и Вагнера повергло меня в изумление»-

А. Луначарский.

«Вечерняя Москва». 8 апреля 1929 года.

 

Еще минута и в зал польются пленительные звуки музыки Грига, Бетховена, народных песен. Это играет ансамбль народных инструментов под руководством известного в Самаре, а затем и Куйбышеве музыканта и педагога Александра Ивановича Алло.

Началось это давно. Очень давно…

Александр Алло  родился в Самаре 15 февраля 1895 года. Необычная фамилия досталась от отца, эстонца по национальности.  В многодетной семье железнодорожного кондуктора денег было в обрез, отец, попав в крушение, был уволен по инвалидности и семья из 7 человек, существовала на средства, полученные по суду за увечье. 

С малых лет Саша стал интересоваться музыкой.  Отцу хотелось, чтобы сын учился играть на скрипке каждый день по два часа. Как писал сам Александр Иванович в своих воспоминаниях: «Мне эти часы казались вечностью, и я под разными предлогами сокращал положенные часы занятий, и это отражалось на моих «успехах» на скрипке»[2].

Но вот наступил 1909 год. Зал театра-цирка братьев Калининых переполнен. В то время, Саша Алло сидит на галерке. Выступает знаменитый балалаечник, солист оркестра В.В.Андреева — виртуоз Траяновский. Этого музыканта знают Москва и Петербург. Он успешно совершил большое заграничное турне. Саша и не мечтал попасть на его выступление, но помог сосед-музыкант. Он принес Саше — контрамарку.

Мальчику кажется невероятным, что такой незатейливый инструмент, как балалайка, может заливать зал столь мелодичными и красивыми звуками.

И Саша решил во что бы то ни стало научиться также хорошо играть на народном инструменте.

На следующий день, преодолев робость, мальчик перешагнул порог номера знаменитого музыканта. Трояновский не оттолкнул, ободрил, показал пример игры, дал ноты. Александр выписал ноты для балалайки и стал украдкой от отца играть на балалайке и разучивать пьесы с аккомпанементом фортепьяно.

Через год в Самару приехал с концертами другой балалаечник, тоже солист оркестра В.В. Андреева, А.Ф. Доброхотов.

Александр Алло познакомился и с ним. Доброхотов на прослушивании сильно удивился, - не имея преподавателя по балалайке, Алло сумел хорошо исполнить ему народную песню «При долинушке». Он стал заниматься с молодым талантом, показал прием балалаечной техники, а затем предоставил возможность выбрать из его репертуара какие угодно пьесы.

Когда Саше минуло 18 лет, его пригласили играть в струнный оркестр чиновника Клаппе. Оркестр выступал на танцах, различных благотворительных вечерах. Все это угнетало молодого музыканта,  и он покинул оркестр.

Вскоре молодой музыкант создал свой собственный квартет. Не в залы «благородных» собраний влекло его. Квартет Алло выступал с концертами перед рабочими, железнодорожниками и крестьянами. Каждый номер они принимали тепло. И тогда уже Алло задумался о большом оркестре.

Осенью 1917 народный дом на улице Льва Толстого был передан железнодорожникам. В эти дни сюда пришел Александр Алло. Им в Клубе имени Революции 1905 года, так стал называться бывший народный дом, был организован самодеятельный оркестр народных инструментов. Трудное было время, но железнодорожники достали все необходимое для молодого коллектива: балалайки, домры и многое другое.

С 1920 года Алло ежегодно посещал в Ленинграде государственный народных инструментов имени его основателя В.В. Андреева и, таким образом, переносил в Самару культуру этого оркестра, брал уроки у Б.С. Трояновского на балалайке и по домре у концертмейстера оркестра В.В. Кацана[2].

Позже Александр Иванович начал привлекать к занятиям детей рабочих. Детской музыкальной школой железнодорожников он руководил до 1923 года.

В городе всем сердцем полюбили оркестр. В Самарской газете «Коммуна» от 1921 года мы нашли такие строчки: «Великорусский оркестр товарища Алло великолепно исполняли народные песни, особенно «Полянки» с ложками и гуслями. Великолепно!»[1].

В 1929 году на выступлении оркестра железнодорожников побывал нарком просвещения А.В. Луначарский.

Затем была работа в общеобразовательной школе №39, тогда же Александр Иванович впервые пришел во Дворец пионеров, тогда он назывался Дворец детей.

Плодотворную работу не смогла прервать и война. Эстрадная бригада под руководство Алло регулярно выступало с концертами перед воинами Красной Армии, в госпиталях, на предприятиях, на станциях Похвистнево, Кинель, Сызрань[4].

После Великой Отечественной войны Александр Иванович вновь вернулся в Куйбышевский Дворец пионеров и школьников, чтобы преподавать.

Регулярно радовали куйбышевскую публику своей игрой юные балалаечники, звонко звучала домра, «пели» гусли. Ни одно крупное мероприятие города не проходило без участия оркестра народных инструментов Дворца пионеров и школьников.

Оркестр завоевал десятки призов и дипломов. В 1940 году стал победителем конкурса на лучшее исполнение произведений П. И. Чайковского. В 1957 г. оркестр Дворца пионеров занял первое место на зональном смотре VI Всесоюзного фестиваля молодежи и студентов, выступавших в столице.

Сам Александр Иванович также был неоднократно награжден: в 1940 году значком «Ударника», в 1948 году медалью «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 41-45 года». А в 1959 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Когда Алло узнавал через одноклассников, что его воспитанники отстают по учебе в школе, он шел в школу, беседовал с учителями, говорил с родителями — просил создать лучшие условия. В крайнем случае запрещал отстающему в школе ученику посещать некоторое время занятия в оркестре.

В 1950 году в оркестре народных инструментов А.И. Алло занималось 30 детей, а уже в 1951 - 40. Но росло не только количество воспитанников, но и  мастерство игры на инструментах.

Дети играли на домрах вальсы В.В. Андреева, на балалайках — танец из оперы «Иван Сусанин», «Эй, ухнем», белорусскую народную песню «Янка», «Финскую польку», «Колхозную польку», «Степь да степь кругом».

Александр Иванович проводил много занятий и для ребят в детских домах[3].

Многие ученики Александра Ивановича сами становились руководителями оркестров и, спустя многие годы, не забывали своего дорого учителя, писали ему из Пятигорска и Сызрани, Спасска (на Дальнем Востоке) и Новочеркасска, Оренбурга и Рязани, Воронежа и Темир-Тау, Черновцов и Москвы. 

В самарском государственном архиве мы нашли такое письмо одного из его учеников: «Вы, Александр Иванович - друг школьников и Вы для меня очень много сделали, чтобы я стал в ряды малость культурном- вытащили меня из среды босяков-хулиганов. Вы мою жизнь направили в правильное русло. За это вам большое спасибо».

Закончить наш рассказ о педагоге и музыканте Александре Ивановиче Алло мы хотим словами другого его ученика — доцента корабельного института города Николаева: «Оглядываясь назад, выясняется, что только во взрослом состоянии становится понятным сколь велико значение положительного влияния учителей и близких людей. Именно в детстве закладываются основы будущего человека.

Все мелодии, сыгранные в оркестре, остались в памяти на всю жизнь, а вальсы Андреева особенно. Русская классическая музыка Глинки, Чайковского и других стоят в нашей памяти на недосягаемой высоте. Создалось впечатление близости русского духа, русской музыки.

И это все заложено в детстве Вами, Александр Иванович».

Автор – Сергей Васюткин

Список источников и литературы:

  1. «Коммуна». 14 мая 1921 г.
  2. ЦГАСО. Ф. 4903. Оп. 1. Д. 1, Л. 5
  3. ЦГАСО. Ф. 4903. Оп. 1. Д. 15, Л. 8

«За дирижерским пультом- Александр Алло». Н. Завьялов. 14 марта 1959 г., №53(6021).

EKzaKlAa Tg3bvuwb5iYOw6 XsNN08nIJXLZXlMYrWIlL7LNuteW5w