Наталья Данилова - легенда самарского балета - Самарский Дворец детского и юношеского творчества

Сбросить

Х

Версия для слабовидящих

Наталья Данилова родилась в Москве 18 декабря 1905 года. Когда Наташе исполнилось 5 лет семья переехала в Петербург. Здесь в 1917 году Наталья Данилова поступила в хореографическое училище, став ученицей Агриппины Яковлевны Вагановой – «царицей вариаций», выдающимся педагогом русской балетной школы. Когда Наташа училась, элитарное искусство балета было не в чести и руководство страны всерьез задумывалось о его ликвидации. Первым выпуском Вагановой стал выпуск 1924 года, это был и выпуск Натальи Александровны Даниловой. 
Одиннадцать лет с 1924 года по 1934 год Данилова танцевала в Ленинградском Государственном Академическом театре оперы и балета им. Кирова (бывшем Мариинском). Быстрому карьерному росту поспособствовал талант молодой балерины. 
Дальнейшей карьере в Ленинграде помешали неприятности у супруга - Романа Галебского. На особом совещании при Наркоме НКВД было принято решение выслать его на пять лет в Оренбург. И Наталья Владимировна, как настоящая русская женщина, последовала за своим мужем. 
Куйбышевский (Самарский) период жизни Н.В. Даниловой начинается в 1936 году, когда она переехала вслед за мужем из Оренбурга в Куйбышев. 
Здесь в Самаре Данилова открыла детскую балетную студию. А уже в январе 1939 года стала балетмейстером. Первый детский балет «Игрушечный магазин» был поставлен балетной студией 8 ноября 1937 года. Затем были опера Глинки «Руслан и Людмила». «Щелкунчик» Чайковского поставлен 7 января 1939 года. «Щелкунчик» был поставлен и второй раз уже после войны. Выступлению «Волжская Коммуна» посвятила заметку под названием «Щелкунчик» в постановке детской балетной студии». 
А вот как об этом событии повествует «Волжский комсомолец»: «Балет «Щелкунчик» с одинаковым захватывающим интересом смотрят и взрослые и дети. Девочки в белоснежных пышных пачках, в красивых платьях с кринолинами, маленькие дети в ярких костюмах,- все они не только хорошо танцуют, но и великолепно чувствуют музыку, легко и пластично двигаясь по сцене, играя без слов. Они не ожидают пассивно своего выхода, начала танца, а как бы живут на сцене, и даже в статических положениях выразительной мимикой восполняют отсутствие движения». Трудно придумать лучшей похвалы для балетмейстера! 
Только по итогам 1938-1939 учебного года балетная студия выросла до двухсот пятидесяти человек. 
Когда началась Великая Отечественная война, Дворец пионеров закрыли, - здание было передано под нужды посольства Великобритании. 
Летом 1944 года Данилову назначают главным балетмейстером Куйбышевского театра оперы и балета. Однако это не мешает ей работать во Дворце пионеров. 
Воспитанники хореографической студии активно участвовали в городских концертах и праздниках, а также ставили одноактные оперы и балетные спектакли. Для этого даже проводились ночные репетиции с оркестром Театра оперы и балета. 
В 1946 году состоялась премьера балета «Фея кукол», 31 мая 1949 года- хореографическая сказка-миниатюра на музыку Римского-Корсакова «Снегурочка». 
Для дворцовых артистов Данилова поставила «Снегурочку» 31 марта 1949 года. В «Снегурочке» Наталья Владимировна стремилась воссоздать национальный, поэтический, русский, поэтический склад хореографии. 
В 1950-60-е годы балетмейстер Наталья Владимировна Данилова занималась постановкой танцев в одном из самых знаменитых коллективов Дворца пионеров- ансамбле песни и танца, который включал коллективы: хор, оркестр, коллектив народного танца, хореографический коллектив, сольную группу. Совмещала работу во Дворце с постановками в академическом театре оперы и балета. 
4 мая 1966 года Ансамбль песни и пляски отметил свой 10 летний юбилей. К юбилею подготовили концерт, в программе которого есть несколько даниловских постановок: «Пионерский танец», «Борьба за знамя» и др. 
Необходимо сказать, что Наталья Данилова была человеком высочайшей культуры. Она великолепно знала живопись, прекрасно играла на рояле, блестяще знала французский язык. Не пропускала ни одного симфонического концерта. Когда шли концерты Рихтера, Ростроповича, Гилельса, Зары Долухановой, Н.В.Данилова отменяла репетиции и говорила: «Обязательно идите слушайте, смотрите! Это все воспитывает вас». 
Помимо таланта балетмейстера в Наталье Даниловой был заложен талант педагога в широком смысле слова. 

Автор - Сергей Васюткин