История дворца (статья Алексушина Г.В.) - Самарский Дворец детского и юношеского творчества

Сбросить

Х

Версия для слабовидящих

Многие самарцы знают Дворец пионеров на ул. Куйбышева против Струковского сада (совр. парка им. М. Горького). Часто этот дом называют «особняком Наумова».

Детские организации Самары до Дворца пионеров

Предтечей Дворца пионеров в Самаре стал семейно-педагогический кружок. Его устав утвердили в МВД. Организационное собрание, на котором присутствовало более 100 человек, провели 13 сентября 1901 г. Открыл его председатель самарской губернской земской управы Владимир Николаевич Карамзин. Председателем совета кружка был избран управляющий акцизными сборами самарского акцизного округа Михаил Григорьевич Котельников. Его заместителем стал член губернской земской управы Василий Алексеевич Племянников. Секретарем совета назначили секретаря акцизного управления Николая Александровича Гладышева. Казначеем являлся директор филиала государственного банка Александр Константинович Ершов. Действительными членами кружка были Александра Леонтьевна Бостром (мать Алексея Толстого), хозяйка частной гимназии Нина Андреевна Хардина, преподаватель истории и логики гимназии Хардиной и Самарской духовной семинарии Павел Александрович Преображенский, директор коммерческого училища Алексей Дмитриевич Соколов, Владимир, Эрих и Лотар фон-Вакано. Их отец Альфред Филиппович фон-Вакано был избран почетным членом. Члены семейно-педагогического кружка, получившего в распоряжение Пушкинский сквер фон-Вакано, ухаживали вместе с детьми за растениями, за первый год работы провели 5 праздников для детей в возрасте от 6-ти до 16-ти лет. Зимой для детворы заливали катки в Пушкинском сквере и на Соборной площади. Для работы кружка А.Ф. фон-Вакано отдал и половину своего сада на углу улиц Уральской (совр. Бр. Коростелевых) и Оренбургской (совр. Чкаловская), а также находившийся там дом, «...который может служить не только теплушкой, но и местом для занятий и развлечения детей во время плохой погоды». Он также взял на себя обязательство «...выдавать ежегодно в течение первых пяти лет на нужды кружка по 1000 рублей». Альфред Филиппович пожертвовал на содержание сквера 1 000 рублей и 3 000 — на постройку помещения для кружка. Здание планировали возвести в 1904 г., но из-за начавшейся русско-японской войны 1904-1905 гг. не смогли найти рабочих для строительства. В 1905 г. работа семейно-педагогического кружка стала затихать: заботы так называемой первой русской революции были куда серьезнее.

В Самаре при Реальном училище создали 1-й отряд бойскаутов летом-осенью 1917 г. Тогда же при Коммерческом училище организовали 2-й отряд [24]. Первые 2 отряда объединили в самарскую дружину бойскаутов. Весной 1918 г. (спустя полгода по-сле создания скаутской организации в Самаре) скаутов в городе было 1500 человек, в подавляющем большинстве — учащихся. К тому времени в Самаре создали и 1-е отряды герлскаутов. По сути, скаутская организация стала 1-м в Самаре объединением не в рамках учебных заведений, а общегородской организацией по интересам. Да и количество изучаемых скаутами профессий, фактически, превращало скаутскую организацию в целый комплекс кружков и студий по разным направлениям. Например: велоси-педист, водолаз, дровосек, горнист, звездочет, каменщик, кожевник, корзинщик, кузнец, летчик, лодочник, моряк, музыкант, пловец, повар, пожарный, портной, прачка, проводник, рудокоп, рыбак, садовник, санитар, сапер, сапожник и столяр. При советской власти эту схему развили и упрочили. В 1919-1922 гг. скауты «дружили» со ВсеВОбучем (Всеобщее Воинское Обучение), даже участвовали в его парадах. С 1 декабря 1921 г. по 1 июля 1922 г. самарская скаутская организация работала при ГубВсеВОбуче. В июне 1922 г. скаутский отряд организовали при ВоенСпортЦентре (Военно-Спортивный Центр).

17 мая 1922 г. в Москве на съезде скаутов создали организацию «ЮП» — юных пионеров [1,2]. Появились и ее отряды в Самаре, 17 сентября (считается датой рождения пионерской организации Самары) 1-й отряд отправился на загородную экскурсию [1,2,26]. 10 октября 1922 г. самарские скауты на своем собрании почти целиком перешли в пионерскую организацию [1,2]. В декабре 1922 г. последнюю скаутскую дружину Самары под давлением губкома РКСМ окончательно распустили. В 1926 г. при участии комсомола разогнали оставшиеся скаутские отряды и организации (уже даже не называвшиеся скаутскими), а их имущество (снаряжение: палатки, рюкзаки), библиотеки) конфисковали и передали пионерам. Так начиналась история пионерской организации в Самаре, ставшей одной из основ будущего Дворца.

Дворец пионеров

С приездом в Самару в 1934 г. из Украины 1-го секретаря обкома партии Павла Петровича Постышева, началась его инициативная деятельность по созданию Дворца пионеров.

В протоколе заседания куйбышевского горисполкома от 26 августа 1935 г. одним из пунктов — решение о назначении директора краевого Дома детей (первого на Средней Волге) и перечислении денег на новую организацию [8,27]. Сразу же выделили помещения. Куйбышевский Дворец детей («...учреждение, концентрирующее всю внешкольную работу города. В его задачу входит: создание (при Дворце) показательных кружков, студий и кабинетов, выявление лучших образцов работы школ, оказание методической помощи в постановке кружковой работы в школах» [3]) располагался на Самарской, 95. По одной из версий, открытие Дворца произошло 5 ноября 1935 г. [7].

Дворец детей в г. Куйбышеве (ул.Самарская)

Несколько комнат, маленький штат сотрудников. Однако уже к 1936 г. при Дворце работали: симфонический оркестр из 45-ти взрослых артистов (под руководством музыкального руководителя куйбышевского театра драмы Хает), хор в 300 человек, общегородской ансамбль народных инструментов, изостудия из 60-ти человек, пластическая студия в 70 человек (сейчас бы его назвали балетным кружком) под руководством московской балерины Н. В. Даниловой (позже — балетмейстер Дворца культуры им. Куйбышева), литературный кружок, кабинеты (электричества, радио, автодорожный), столярная и слесарная мастерские.

Авиамодельный кружок организовал рекордсмен мира по планеризму Николай Семенович Юдин. Он занимался с детьми, оставив после больничной койки большой спорт: при перегонке планера из Москвы на соревнования его аппарата упал, запутавшись в проводах.

При Дворце в отдельном здании (Садовая, 124) работала образцовая музыкальная школа с 300 детей. В середине 1930-х гг. школа открыла филиал при заводе им. Масленникова, начав с 60-ти детей рабочих и служащих завода.

Еще одним «филиалом» Дворца был благоустроенный парк культуры и отдыха (директор Бажанова) на углу улиц Красноармейской и Чапаева. Под руководством Ивана Гавриловича Литвинова очищали старые парки и проектировали новые.

Оба детских театра (ТЮЗ (директор Клих, художественный руководитель Феертаг) и кукольный (создан в 1934 г., считался одним из лучших кукольных театров Поволжья, главный режиссер Караказова) создавались и работали при Дворце. Уже в 1936 г. воспитанники драмкружка под руководством Оскара Осиповича Маркова показали спектакль «Том Сойер» по Марку Твену, дали концерт при участии духового оркестра и 3-хтысячного хора города. Репетиции проходили в ТЮЗе. Горисполком обеспечил машинами доставку детей. Один из воспитанников этого кружка — заслуженный деятель науки РСФСР, д.м.н., профессор Куйбышевского мединститута Владимир Ана-тольевич Германов, с теплотой вспоминал эти годы.

Директор Дворца Бейлинсон Давид Борисович в 1936 г. отчитался на заседании горисполкома об успешно проведенном годе, итогах организации летнего отдыха детей. Работу Дворца признали удовлетворительной, но помещения сочли недостаточными. И было принято решение о передаче Дворцу бывшего особняка Наумова на улице Куйбышева. Это было сделано по инициативе 1-го секретаря куйбышевского об-кома партии П. П. Постышева. Он сам нередко появлялся на реконструируемом объекте [11,23]. Перестройку проводили на пожертвованные предприятиями средства — по одной из версий — 1 млн. р.

В 1936-1938 гг. бригада строителей перестроила здание на Куйбышевской, 151 под Дворец пионеров.

4 (5 [1]) ноября 1938 г. к 21-й годовщине «Великого Октября» в особняке открыли Дворец детей (пионеров и школьников). Эта дата считается официальной для Дворца пионеров. Кстати, 6 ноября торжественно открыли областной Дом учителя (призванный дополнить Дворец пионеров и школьников) [2].

Дворец детей устроили по образцу созданного 15 мая 1937 г. областного дома народного творчества для руководства и помощи самодеятельности, подготовки руко-водителей кружков самодеятельности и показа лучших образцов народного творчества [1].

Директор Бейлинсон стал в 1938 г. одной из жертв политических репрессий того времени.

Особняк Наумова

Особняк, выбранный для Дворца, действительно можно считать Дворцом. Прав-да, построенным для крупного политического деятеля (ставропольского и самарского земца, министра земледелия Российской империи) Александра Николаевича Наумова и его семьи.

В 1-й половине 1890-х гг. основатель и владелец Жигулевского пивзавода Альф-ред Филиппович фон-Вакано перекупил огромные участки земли в 93-м квартале. В 1899 г. у него выкупил участок земли А. Н. Наумов. В ноябре 1899 г. его поверенный А. Д. Мещеряков подал прошение в строительное отделение самарской городской управы об утверждении проекта особняка и служб «...на дворовомъ месте въ I части 93 квартала по ул. Дворянской» [1]. К прошению прилагались копии авторских черте-жей архитектора А. А. Щербачева. Площадь усадьбы составляла 600 кв. саженей, «...по улице 20 погонныхъ саженей (42,67 м. — прим. авт.), въ глубину двора 30 погонныхъ саженей (64,01 м. — прим. авт.) ... по правую сторону — Товарищество Жигулевскаго пивовареннаго завода, по левую — дворянка Янишевская, въ задахъ — Товарищество Жигулевскаго пивовареннаго завода» [1].

Архитектор Александр Щербачев в 1904 г. разработал проект особняка в стиле итальянского ренессанса: в позднем модерне был популярен неоклассицизм. Внешний облик особняка напоминал центральный фасад парижской Гранд-Опера, возведенной в 1861-1875 гг. по проекту Шарля Гарнье. У главного фасада — симметрично-осевое построение с характерными горизонталями (этажи отделяют друг от друга профильные карнизы, в рисунке которого — характерные для сооружений дорического ордера триглифы) и вертикалями (колонны с тосканским ордером 2-х угловых портиков и центрального балкона), нарушенное выступом главного входа (не диссонирующего с фасадом).

Гранд-Опера. Париж. Особняк Наумова. Самара

Пропорции здания, фронтоны, обрамления окон, детали балкона и лоджий, «рваная» поверхность каменной кладки (оштукатуренные стены прорезаны глубоким рустом, что вызывает обобщенный образ венецианского палаццо эпохи Реннесанса) придали зданию «дворцовый» характер. Эклектичны отдельные архитектурные формы, например, балконы (центральный выделен с обеих сторон колоннами и завершен аттиком с геральдическим щитом), парадный вход с тамбуром (сенями) и карниз. Выделяется линия цокольного пояса, венчает здание парапет с балясинами. Фасад с высоким качеством облицевали естественным штучным известняком, в гармонично едином декоре смешаны ренессанс и барокко. У окон 1-го этажа — простые по форме наличники с замковым камнем. Окна 2-го этажа выше, с полуциркульным завершением с замковым камнем. Фасад 2-го этажа отличается усложненной и тонкой прорисовкой деталей.

В плане здание буквой «Г». Внутренняя планировка рациональна: фасадная (выходящая на Дворянскую улицу) часть здания — анфиладная с парадными помеще-ниями; внутренняя — большой коридор с выходящими в него покоями хозяев. Парадные (выходные) и входные (сени — вестибюль — холл с гладкими стенами, отштукатуренными под мрамор) помещения объединены в единую группу. На 1-м этаже — кабинет хозяина, библиотека, оружейная с окнами на центральный фасад и касса. В глубину двора центрального крыла — зимний сад, бильярдная, буфет, веранда и терраса. В боко-вом крыле — 4 комнаты для приезжих, уборная, ванная, лакейская и кухня. Между 1-м и 2-м этажом — расположенная по оси входной двери парадная мраморная лестница. Парадные помещения 2-го этажа: фасадные (гостиная с балконом, зал и будуар), вглубь сада (зимний сад, столовая и буфет). В боковом крыле — 2 детских и комната гувернера, игральная, ванная, уборная и спальня с балконом. По первоначальному проекту здания в 3-м этаже (на правом боковом фасаде, примыкавшем к усадьбе Янушевской) предполагали игральную, дворницкую и лакейскую комнаты, 3 кладовых и швейную. Предполагалось сделать 6 квартир — 3 в особняке и 3 — во флигелях. Высокая крыша с окнами-локарнами со стороны улицы скрывала антресоли.

Важно понимание задачи здания: это не просто частный особняк — это полуофициальная резиденция губернского предводителя дворянства, предназначенная для приемов, балов и т.д. Здание было удобно и для торжеств, и для деловых встреч, и для повседневной жизни.

Все газетные «утки» о том, что особняк построен на деньги Ушкова своей дочери в качестве приданого несостоятельны — свадьба А. Н. Наумова и А.К. Ушковой произошла в 1898 г., задолго до начала строительства. Также встречаются в прессе несостоятельные заявления о том, что Наумов был «разорившимся гвардейским офицером».

При строительстве большое внимание уделяли эстетическим свойствам отделочных материалов. Так, по воспоминаниям очевидцев, будуар отделали золотисто-коричневым шелком. На рисунках автора в отделке других помещений: бронза, дорогие породы привезенного из-за Урала мрамора, бархат, мягкие светлые ткани, дуб и драгоценные породы дерева. Кованые решетки, ворота и кронштейны украшают архитектуру особняка, характерную для деталировки внешних деталей неоренессанса. Во дворе фасады были с обнаженной кирпичной кладкой, металлические противопожарные лестницы, «черные» входы. На потолках использовали лепнину, на полах — паркет. Все это великолепие дополняли напольные вазы, камин и огромные зеркала. Здание построено из жигулевского камня — недаром тестем Наумова был купец Ушков, владелец Рождественского спирто-водочного завода и каменных карьеров у с. Ширяево.

Зимой 1900 г. началась заготовка стройматериалов, летом — само строительство. Имеется описание строительства в 1901 г.: «...по улице — 2-хъ этажный каменный домъ съ подвальнымъ жильемъ, крытый железомъ, на 272 кв. саж. ...Мерою по улице 18 саж. (38,4 м. — прим. авт.) на 12 саж. (25,6 м. — прим. авт.) и 8 саж. (17,07 м. — прим. авт.) на 7 саж., (14,94 м. — прим. авт.) не отделанъ, но окна вставлены и печи сложены... Во дворе — 1 этажный каменный флигель, крытый железомъ, на 9 кв. саж. ... каменныя дворовые службы, крытые железомъ, на 120 кв. саж. съ надстроемъ флигеля на 18 кв. саж.» [1]. Строительство продолжали до 1902-1903 гг.

В процессе строительства (которое лично контролировал А. А. Щербачев) отказались от 3-го (мансардного) этажа, приспособив под подсобные помещения (кухня, винные погреба, швейцарская, комнаты прислуги, кладовые) подвал, от антресоли с высокой крышей отказались вообще. 2-хэтажный дом с подвалом возвели на месте № 151 в конце Дворянской (совр. Куйбышева) улицы из кирпичей. Находившегося на-против через дорогу Струковского сада владельцу показалось недостаточно: в его выходившем во двор зимнем саду на 1-м этаже в конце правого бокового крыла росли более 140 видов экзотических растений (деревьев и цветов). Посреди сада разместили небольшой бассейн с украшавшими его бронзовыми фигурами. Внутренний двор укра-шали грот и небольшой фонтан [21]. На стене — бесплатно нарисованные художником Подбельским тигры.

28 сентября 1905 г. Наумов обратился в Строительное отделение самарского гу-бернского правления с прошением на разрешение создать собственную электростанцию в этом особняке для его освещения.

Самарский вице-губернатор Иван-Мячеслав Францевич Кошко описал в мемуарах особняк Наумова: «...Александръ Николаевичъ имелъ въ Самаре чудный, недавно построенный домъ противъ Струковскаго сада. Домъ этотъ былъ отлично меблированъ и предназначался для широкихъ прiемовъ... Большой залъ, кажется, въ два света, прислуга, выдержанная и многочисленная. Словомъ, вполне барский домъ» [16]. Дом и задуман владельцем как достойный официальных приемов (каковые предполагал официальный статус Наумова).

18 января 1917 г. Наумов продал свой дом председателю военно-промышленного комитета Самары, крупному купцу и коммерции советнику Владимиру Николаевичу Башкирову за 5 000 р. (несмотря на то, что особняк оценивали в 1915 г. в 13 104 р. [1]) и уехал с семьей в столицу.

В 1917-1918 гг. его занимал самарский губисполком и в мае-июне 1918 г. (период борьбы с чехословаками) — революционный комитет и штаб охраны города (в здании работали В. В. Куйбышев, М. С. Кадомцев и А.И. Рыбин, в июне 1918 г. приезжал нарком по военным делам и член Военного Совета Н. И. Подвойский).

С возвращением после чехословаков и КомУча в город большевиков в октябре 1918 г. в доме расположили Поволжское самарское отделение РОСТА (с декабря 1918 г. издававшее ежедневную рабоче-крестьянскую газету «Приволжский коммунар»)[12], 1-й Союз самарских журналистов. В 1920 г. здание занял Самарский губернский революционный комитет и губернское отделение управления внутренних дел [1].

В 1920-х гг. дом занимали самарский городской отдел коммунального хозяйства (горкомхоз) и губернский отдел местного хозяйства (ОМХ) [4].

В 1928-1936 гг. здание приютило совет профсоюзов.

Во время ремонта 1936-1938 гг. оставили от дореволюционных интерьеров лишь детали лепнины (она была столь прочной, что ее с трудом вырубали). Снесли колонны в парадной, изменили ограждение парадной лестницы на 2-й этаж (первоначально в ней были фактурные, а может, и резные мраморные вставки). Сохранили только двери, оконные рамы и фрагменты пола. Правда, Дворец получил пристрой зимнего сада на 1-м этаже с фонтаном, который нарушил пространство двора. В процессе реконструк-ции на фасаде укрепили белую мраморную мемориальную доску: «В 1917-1918 гг. в этом здании работал революционный комитет под председательством В. В. Куйбышева».

Дворец пионеров в особняке Наумова

В 1935 г. Дворец детей был создан для координации внешкольной и театральной работы с детьми в рамках образованной в 1928 г. Средне-Волжской области, преобразованной в край в 1929 г. Необходимостью решения этих задач объясняется наличие двух театров, огромных размеров хора и собственного взрослого оркестра.

Однако, во время ремонта особняка Наумова в 1936-1938 гг. Куйбышевский край стал областью, и к открытию Дворца сократились задачи, стоявшие перед ним. Потому коллектив Дворца стал создавать комплекс кружков и студий.

С 1939 г. работа Дворца достигла Всесоюзного масштаба, его ученики и преподаватели стали представлять свои работы в Москве, в краевых и областных центрах на выставках, конференциях, олимпиадах и других подобных мероприятиях.

С октября 1941 г. по лето 1943 г. здание Дворца занимало посольство Великобритании, эвакуированное с другими диппредставительствами из столицы в Куйбышев. После возращения в Москву английских дипломатов летом 1943 г. здание вернули куйбышевской пионерии.

Но Дворец не прекращал работать в военное время, несмотря и на то, что из сотрудников Дворца 11 педагогов (в их числе Николай Петрович Рузанов, Николай Владимирович Юдин и Зоя Кузьминична Кузьмина) ушли на фронт, воевали и воспитанники (например, Геннадий Гавердовский, Александр Дубровин, Алексей Епифанов, Евгений Климушкин, Ривхат Муртазин, Виктор Харитонов). Не все из них вернулись домой (Евгений Киров, Юрий Твердин, Павел Тульчинский, Леонид Шустер, Захар Городисский). Кружки и студии Дворца работали по школам. При содействии активистов Дворца пионеры и школьники области собрали на строительство танковой колонны «Юный пионер» 2 130 980 р. [2] и 21 000 р. — на самолет «Куйбышевский пионер», 180 586 р. — в фонд обороны и выработали 7 637 050 трудодней.

Завершение войны поставило перед Дворцом новые задачи: восстановить довоенный уровень работы с детьми, создать у подраставшего поколения ощущение улучшений послевоенной жизни: власти опасались взрыва народного недовольства из-за суровых условий послевоенных лет. И снова педагоги Дворца справились с поставленными задачами.

Большой интерес тогда проявляли к шахматам. В 1947 г. в шахматном клубе Дворца «Жигули» стал заниматься ученик школы № 6 Лев Полугаевский, в будущем — международный гроссмейстер, 6-кратный чемпион мира в командном зачете.

Эпоха «хрущевской оттепели» (1956-1964 гг.) интересно сказалась на развитии Дворца. По всей стране прокатилась волна колоссального роста интереса к танцам. В 1956 г. и во Дворце создали ансамбль песни и пляски, чуть позже Лидия Иосифовна Лобода основала школу бальных танцев.

XX съезд КПСС, положивший начало реабилитации незаконно репрессированных при Сталине, вызвал к жизни различные движения поиска, занимавшиеся сбором материалов по репрессированным, ветеранам, пропавшим без вести бойцам Красной армии и т.д. С 1960 г. (одним из первых в стране) при Дворце заработал клуб «Искатель». В 1961 г. создали клуб красных следопытов, позднее переименованный в «Десант» [20]. Клуб за 27 лет провел немало операций, открыл более 6 000 имен куйбышевцев-фронтовиков, среди них — 16 Героев Советского Союза и один полный кавалер ордена Славы. Поиск вели более 15 000 школьников, отыскали 60 куйбышевцев, которым поставлены обелиски, памятники и мемориальные доски в нашей стране и 7-ми странах Европы. Клуб стал коллективным членом Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Были отысканы места захоронений 122 волжан, павших на полях Великой Отечественной войны, собраны более 60 000 документов, фотографий и реликвий боевой и трудовой славы.

В эпоху «оттепели» крайне популярным после молодежного освоения целины и других «великих строек» (в том числе и Куйбышевской ГЭС в 1949-1958 гг.) стали различные комсомольские и комсомольско-пионерские молодежные организации. Не обошло это новое веяние стороной и Дворец. С 1962 г. начал работать штаб «Задор» от горкома комсомола. Одновременно организовали пионерский штаб «Парус». В пионерско-комсомольской среде (во многом благодаря и организациям Дворца) активно развивалась популярная в 1950-е — 1960-е гг. авторская песня.

Переход власти от Хрущева к Брежневу в 1964 г. тут же сказался на работе Дворца. Власти стали развивать в СССР всевозможные организации интернациональной дружбы, в 1964 г. во Дворце организован клуб интернациональной дружбы «Радуга».

Под влиянием реформ 2-й половины 1960-х гг. активно заработали чисто научные кружки и школы, с 1966 г. — медико-биологическая школа Дворца [19].

1967 г. (50-летие «Великого Октября») стал рубежом активизации различных военизированных движений в СССР. При Дворце в 1970 г. организовался юнармейский отряд «Зарница».

В 1972 г. страна отмечала 50-летие пионерии. Одним из важнейших подразделений Дворца стал музей истории пионерии, который возглавляла Маргарита Леонидовна Рыжкова. Там было собрано около 10 000 подлинных документов и фотографий, знамя Самарской пионерской организации 1922 г., пионерские дневники. В настоящее время музей фактически погиб, часть его экспонатов передана в краеведческий музей. При музее с воспитанниками Дворца часто общались члены областного совета ветеранов пионерского движения [5].

Во 2-й половине 1970-х гг. во Дворце работали более 200 кружков, объединявших около 3-х с половиной тысяч ребят. Набирала темпы научно-творческая конференция учащихся, родившаяся в 1972 году.

В 1978 г. приступили к проектированию нового здания Дворца пионеров и школьников. Определили место в Советском районе за кинотеатром «Дружба». Но решением правительства все работы по строительству зрелищных и внешкольных учреждений остановили: видимо, изменились приоритеты государства.

Важной отличительной чертой 1970-х — 1980-х гг. стал рост во Дворце количества и значимости технических кружков: радиоэлектроники, кибернетики, картинга. В 1985 г. картингисты Дворца (около 80 мальчишек) победили во Всероссийских соревнованиях.

В 1985 г. с приходом к власти в стране началась постиндустриальная революция (которую неспециалисты обозначают как Перестройку, бархатную революцию и пр.). Продолжавшаяся в нашей стране в 1985-1998 гг., она стала причиной многих процессов. Но главный из них — переход на новый вариант социально-экономического устройства — постиндустриальное общество. Его отличительными чертами является господство в экономике сферы обслуживания (транспорт, туризм, наука и образование, медицина, сфера услуг).

Потому неудивительно, что во Дворце начали создавать подразделения, соответствовавшие духу времени. Во 1986 г. с небольшой фотолаборатории со старым оборудованием начиналась современная детско-юношеская фотошкола «Самара».

Предпочтение стали отдавать ярким, самобытным, даже уникальным коллективам и организациям. Так во Дворце создан педагогами Михайловыми ансамбль ложкарей «Лель» — один из немногих в стране коллективов подобного типа.

Вместе с преобразованиями в нашей стране быстро рос интерес к собственной истории, к истории края. Неудивительно, что именно в то время — в 1987 г. — юные археологи Дворца в Хвалынском районе Саратовской области выявили крупнейшее в Европе древнее захоронение, их раскопки стали объектом исследования АН СССР.

Вместе со сферой услуг в постиндустриальном обществе растет уважение к личности, к ее безопасности. И вот с сентября 1988 г. во Дворце открылся военно-спортивный клуб «Спарта» из 150-ти человек. Там изучали военно-прикладное дело и рукопашный бой.

Рост персонификации образования значительно снизил возраст элитарной учебы. Потому к концу 1980-х гг. во Дворце заработал клуб (ставший со временем школой раннего развития) «Гармония». В 1992 г. веяния времени привели к реорганизации Дворца, он стал Самарским городским центром детского и юношеского творчества, его коллектив сильно изменился. Изменения в названии и сути работы четко показывали модернизацию концепта работы этого внешкольного учреждения.

1 января 1996 г. Дворцу пионеров вернули его «звание» Дворца: теперь он именуется Самарский Дворец детского и юношеского творчества. Директором современно-го Дворца стала Татьяна Евгеньевна Бодрова.

Главный итог

Дворец дал многим людям «путевку в жизнь»: солистам балета, актерам И. И. Филатовой (Государственный русский драмтеатр им. Пушкина), Сюзанне Лавренович (Саратовский драмтеатр), Народной артистке РФ Светлане Боголюбовой (Самарский драмтеатр), Народной артистке УССР В. Потаповой, Заслуженной артистке РСФСР и актрисе МХАТ Т. Забородиной, заслуженной артистке РСФСР и актрисе МХАТ И. М. Васильевой, заслуженной артистке РСФСР из Оренбургского драмтеатра И. Ф. Щегловой, заслуженному деятелю искусств РСФСР и главному режиссеру Омского драмтеатра Артуру Хайкину, заслуженному артисту РСФСР и актеру ТЮЗа Г. Н. Гребенкину, солисту Куйбышевского театра оперы и балета С. Ткаченко, члену Союза художников СССР Г. Суздальцевой, руководителю СКБ завода им. Фрунзе Р. С. Страшкевичу, оператору куйбышевского ТВ Игорю Саранскому, Всеволоду Дмитриевичу Симакову (занимавшемуся в фотокружке и снявшему «Трактир на Пятницкой», «Суета сует», «Разоблачение» и «Белая дорога»), куйбышевскому режиссеру Садовскому, диктору областного ТВ Ольге Король, главному редактору газеты «Волжская коммуна» Шестакову, ученым к.т.н. Эдуарду Щекатурину (занимался в авиамодельном кружке), к.т.н. В.М. и И.В. Белоконовым, геологу И. Н. Крылову, профессору СГПУ, д.ф.н. Сергею Алексеевичу Голубкову, д.ю.н. профессору З. Кирсанову, д.б.н. Владимиру Матвееву [15], к.б.н. Екатерине Сергеевне Селезневой, главврачу облтубдиспансера, отличнику здравоохранения Тамаре Мурашко, директору средней школы в Тольятти Борису Левицкому.

Алексушин Глеб Владимирович,
кандидат исторических наук,
профессор Академии Военных наук,
доцент кафедры ТиИГиП СЮИ ФСИН РФ

Источники и литература:

Материалы ГАСамО (Государственный архив Самарской области). Ф.Р-56. Оп.1. Д.895; Ф.153. Оп.1. Д.587,703,751.; Ф.Р-796. Оп.5. Д.143; Ф.Р-2558. Оп.2. Д.38.

Материалы СОГА СПИ (Самарский областной государственный архив социально-политической истории). Ф.53. Оп.1. Д.165,393; Ф.656. Оп.29. Д.102.

Весь Куйбышев. Справочник-путеводитель по городу Куйбышеву. 1936. Куйбышев: «Издательство Волжский комсомолец», 1936.

Вся Самара на 1925 год. Самара, 1925.

Агин С. Он ведь с красным знаменем цвета одного // Волжский комсомолец. 1978. 17 сентября.

Антипов И. Найти себя в творчестве // Волжская заря. 1978. 18 сентября.

Астанков Ю. Долгие «каникулы» Дворца... Б.м., 1991.

Баринова Н. Вчера самарский Дворец детского и юношеского творчества отметил свой 65-летний юбилей // Самарские известия. 2003. 6 ноября.

Борисов Ю. Школьники и наука // Волжская заря. 1983. 24 ноября. № 269(4513).

Жутова М. Театр — он из чудес сооружен // Волжская заря. 1983. 26 ноября.

Евилевич Р. Школа без классов // Волжская коммуна. 1978. 17 декабря. № 288(18292). С.3.

Историко-революционные места города Куйбышева и области. Куйбышев, 1981.

Каз. И. Среди самарской молодежи // Коммуна. 1922. 22 сентября. № 1131. С.3.

Катасонова Е. Страна моего детства // Волжская коммуна. 1978. 17 декабря. № 288(18292). С.3.

Напасников Я. Волшебные окна детства // Самарские известия. 2002. 12 ноября.

Кошко И. Ф. Воспоминания губернатора. 1905-1914 гг. Новгород-Самара-Пенза. П-д, 1916.

Организацiя отряда бойскоутовъ // Волжский день. 25 октября 1917. № 233. С.3.

Рафф С. Вы слыхали, как поют «Дрозды»? // Волжская заря. 1983. 26 октября. № 246(4490).

Савельева Е., Кривопалов О. Твори, выдумывай, пробуй // Волжская заря. 1978. 11 декабря. № 384(3028).

Седова В. Волжское гостеприимство // Волжская заря. 1978. 17 августа.

Харитонова Т. Дворец на Дворянской // Самарские известия. 2002. 27 июля. Периодическая печать

Волжская заря. 1978,1983.

Волжская коммуна. 1978.

Волжский день. 1917.

Волжский комсомолец. 1978.

Коммуна. 1922.

Самарские известия. 2002, 2003.