Пусть миром правит добрая улыбка

И свет мечты, что «ПАРУС» озарил!

Ведь штаб для нас, как золотая рыбка.

Чудесный мир и счастье подарил.

Значение пионерской организации для Самарского Дворца Детского и Юношеского творчества трудно переоценить. Долгие годы годы он назывался Куйбышевский Дворец пионеров и школьников. Одна из его историй — это история пионерского штаба «Парус».

Год создания штаба - 1962. С тех пор, для штабистов «Парус» так и остался сильной, дружной семьей, объединенный законами, традициями, общими делами. Первым руководителем штаба была чудесный педагог — Лидия Александровна Токарева.

В течение тридцати лет — с 1962 по 1992 год городской штаб был организатором городских и областных школ пионерского актива, на которые ребята выезжали совместно с «зарничниками», клубом интернациональной дружбы «Радуга» и «тимуровцами».

Нескончаемой вереницей шли: городские и областные слеты, смотры работы пионерских отрядов и дружин, рапорты пионерии съездам КПСС, областные праздники и парады лучших пионерских отрядов области в день юбилеев пионерской организации. Председатели пионерских отрядов Куйбышева учились строить работу в звеньях, устраивали политдискуссии, организовывали трудовые десанты.

Активисты «Паруса» участвовали в операции «Березка» и «Яблоневая ветка» — каждое пионерское звено посадило в городе по деревцу.

«Сегодня по улицам города к театру опера и балета торжественным маршем прошли пионерские отряды. Затем на автобусах отправились по Ленинским местам города Куйбышева и Алакаеевки.

В Алакаеевке пионеры посетили Дом-музей Ильича, встретились с активом Алакаевской средней школы. А в конце дня состоялась линейка памяти возле Вечного огня на площади у монумента Славы».

Эти строки мы нашли в архиве в одном из журналов штаба. Мероприятие, проведенное «Парусом», содержит отчет за день только одного из многочисленных слетов областной и Куйбышевской городской пионерской организации.

Штабом часто устраивались смотры знаменных групп и отрядов. В знаменный отряд входили: знаменосец, ассистенты, горнисты, барабанщики, флаговые и часовые знамени. Знаменный отряд избирался на сборе дружины из числа лучших пионеров.

  • Каждый знаменный отряд показывал свое умение ходить в строю с песней под горн и барабан.

  • Знаменные группы демонстрировали умение правильно выносить знамя и проводить смену караула у него.

  • Все группы горнистов и барабанщиков умели исполнять команды, подавать сигналы: «Внимание!», «Слушайте все!», «Сбор», «Торжественный марш».

В Куйбышевском Дворце пионеров и школьников проходили первенства пионерских дружин города. Так, в 1968 году в соревнованиях приняли участие команды пионерских дружин 8 школ Ленинского, Самарского, Октябрьского и Советского районов.

Доброй и почетной традицией в штабе была сдача зачета на звание пионера-инструктора. В течение всего учебного года ребята-штабисты изучали теорию и практику пионерской работы, символы и ритуалы, песни, игры, танцы, учились правильно и красиво играть на барабанах. В конце учебного года, в мае месяце проводился зачет. Все ребята серьезно готовились к этому моменту в их пионерской жизни. Зачет принимала зачетная группа, в составе которой были методисты городского Дворца пионеров и школьников, ветераны комсомола и партии. Проходил зачет в 3 этапа. На первом этапе ребята показывали свои теоретические знания по истории партии, теории и методике пионерской работы, а на втором этапе практическое умение; третий этап проходил в течении всего года — это работа штабиста в своей дружине. К зачету все штабисты готовили сценарий пионерского дела и одного факультатива. Если штабист успешно проходил все этапы и в своей пионерской дружине являлся активным, уважаемым пионером — ему присваивалось звание пионера-инструктора по различным направлениям.

Все штабисты, как правило, свой зачет сдавали на отлично. «А впереди ждало пионерское задорное лето и работа в пионерских лагерях[4,12].

Когда проводился лагерный сбор пионерского актива участники посещали лекции, факультативы, сборы, встречи. Так например, во время поездки в «Волжский Артек» в 1981 году работал политклуб «Колокол», спортивный клуб «Олимпия», штаб трудовых дел, пресс-центр.

Штабисты вели факультативы. «Салют» — факультатив о пионерских символах, ритуалах, атрибутике, «Органы самоуправления» — о том, как организовывать работу советов дружин, «Солидарность» — о деятельности политических клубов и КИДов, «Мелодия», «Ритмика», на которых ребята разучивали песни и танцы[4,14].

Также летом активисты "Паруса" отправлялись к ровесникам из детских домов и интернатов. С ними проводили игры и спорт-лото, учили и пели песни. С удовольствием ребята принимали участие в деловых играх по пионерской работе. Но главным было простое общение, доброта и внимание.

Зимой — под Новый год штаб «Парус» всегда выезжал на елку в лес. Это была самая старая, самая добрая традиция. Ежегодно совет командиров всех штабов разрабатывал тематику, сценарный ход новогоднего представления в лесу.

Штабисты активно путешествовали: летом 1981 года вместе с директором Дворца Ивановой Л.А. были в Чехословакии, а в 1984 году отдыхали в международном лагере в Болгарии. Посетили многие города Советского Союза, не забывали про походы по родному волжскому краю[3].

Так, в январе 1981 года четверо штабистов были награждены путевками в город-герой Минск. «5 января мы выехали из Куйбышева в Москву, где была пересадка на минский поезд. В Минск приехали рано утром. На экскурсионном автобусе нас доставили в гостиницу. После размещения по номерам, поехали на экскурсию, где познакомились с новыми кварталами города, с его тракторным районом, ВДНХ, стадионом, цирком. Очень долго будем помнить культпоход в цирк, в стереокино, в музей Якуба Коласа, в музей боевой славы». В Минске штабисты прожили три дня. Побывали в Мемориальном комплексе Хатынь, где увидели все ужасы войны. Затем выехали в город-герой Брест. Там увидели крепость которая первой приняла бой с немецко-фашистскими захватчиками.

Такие поездки носили не только развлекательный характер. Во время них ребята готовились к рапортам (например, пионеров и комсомольцев XXVI съезда во время поездки в Минск), репетировали, учили новые песни.

«Парус» был активным участником фестивалей пионерских штабов в Риге, Ульяновске, Йошкар-Оле, Устинове, Минске. Ребята ездили на Грушинский фестиваль. В архиве Дворца сохранились имена делегатов городского пионерского штаба на Всесоюзном слете пионеров: VIII слет пионеров — Сухомлин Вадим, IX слет пионеров — Рагульский Михаил, X слет пионеров — Костриченко Евгения[1].

Работа не останавливалась ни на минуту. «Дни были насыщенными. Дела следовали один другим: новогодний карнавал сменялся спорклубами и клубами текущей политики, политкарнавал — спортивным праздником, творческие лаборатории штабистов — торжественным юбилейным сбором. Сколько друзей у нас появлялось после таких поездок, а сколько добрых и задорных песен мы привезли»[5].

«Парус» был «пионером» во многих отраслях педагогической деятельности. Были разработаны и внедрялись в жизнь новые формы коллективной творческой деятельности: осенние и весенние коммунарские сборы воспитанников детских домов и школ интернатов города, проводились зимние сборы детского актива города — так называемые «зимовки».

На протяжении всего существования штаба менялись не только его члены, но и его талантливые руководители: Токарева Лидия Александровна, Черникова Вера Михайловна, Апасова Светлана Владимировна, Кондрашева Татьяна Александровна. Но неизменным оставался дух сплоченности и товарищества ребят.

Когда штабисты рассказывали другим о работе совета дружин и обучали пионеров самоуправлению в школах города, они сами многому учились — учились вести ребят за собой. Быть может именно поэтому, среди них так много педагогов.

Тесная дружба связывала детей «Паруса» с клубом интернациональной дружбы «Радуга» и городским юнармейским штабом «Зарница». Порой даже руководители путались чей это ребенок. Заседания часто прерывались — прибегали штабисты поздороваться друг с другом[2]. А после заседаний неизменным было совместное чаепитие, прогулки по набережной Волге, в парке, посещение любимой булочной на остановке «Обед штабиста». Все праздники и дни рождения встречали вместе, и дружба была - не разлей вода. В результате межштабной дружбы рождались... семейные пары.

Штаб «Парус» Дворца пионеров и школьников стал родным для многих ребят, научил их быть активными, смелыми, любознательными, любить свою Родину — воспитывал лучшие качества в мальчишках и девчонках.


Joomla Gallery makes it better. Balbooa.com

Автор - Сергей Васюткин

Список источников и литературы:

  • Юбилейная встреча городского пионерского штаба «Парус». Библиотека СДДЮТ, Самара, 1998, С — 4.

  • Там же, С — 8.

  • Архив СДДЮТ. Приказы по Куйбышевскому Дворцу пионеров и школьников за 1971 год. Л — 37.

  • Архив СДДЮТ. Городской пионерский штаб «Парус». 1981-1982 год.

  • Архив СДДЮТ. Городской пионерский штаб «Парус». 1986 год.

1938 год. Дети переступают порог Дворца детей на улице Куйбышева. Одними из первых были друзья природы — растениеводы и цветоводы.

На протяжении многих лет юннатский отдел был гордостью Дворца. Чему только не научились несколько поколений советских детей за эти десятилетия!

А начиналось все в далекие 30-е годы. Тогда кружковцы работали и проводили опыты на базе детского парка. Дети учились ухаживать за животными, растениями, цветами, деревьями. В парке был живой уголок, где проживали: волк, лиса, зайцы, ежи и барсуки.

После Великой Отечественной войны отдел юннатов был расширен — появились кружки садоводов-мичуринцев, юных астрономов, препараторов-таксидермистов, кролиководов, аквариумнистов и краеведов-туристов (о работе которых мы уже рассказывали). Рассвет отдела юных натуралистов пришелся на 50-е и 60-е годы XX века.

Каждый кружок и отдел работали по целому ряду направлений. Отдел организовывал помощь школам города на учебно-опытных участках, проводил массовые мероприятия для юннатов города, организовывал представление экспонатов на ВДНХ. В самих кружках педагоги воспитывали чувство ответственности, «желание своим трудом, поведением, учебой умножить честь кружка и Дворца пионеров»[1,1].

В течение года дети проводили городские и районные выставки цветов, практические занятия по сельскому хозяйству с учащимися школ, спортивно-туристскую игру на местности.

Летом совет отдела проверял подшефных участков по озеленению города, проводил сбор семян дикорастущих цветов и деревьев и заготовку кормов для птиц. Юннаты собирали лекарственные растения, гербарный материал, совершали традиционный поход на Чарокайку — для проведения вечера торжественного прощания с выпускниками кружков и выполнения работ по заданию географического общества СССР.

На протяжении ряда лет отдел юннатов возглавлял работу пионеров города по охране природы. Отдел ежегодно проводил пионерские праздники «В защиту зеленого друга», «Городской слет юннатов», «День птиц», «Праздник Урожая», «Елка в лесу», «Праздник цветов», цель которых была привлечь ребят к охране природы родного края. Эту же цель преследовали и семинары с учителями биологии, старшими пионервожатыми, студентами Педагогического института, которые проводили преподаватели отдела.

Кружковцы отдела являлись инициаторами создания «зеленых патрулей» в городе, принимали активное участие в проведении утренников друзей природы во Дворце пионеров и школах города.

Во всех кружках отдела уделялось время и гражданско-патриотическому воспитанию. Так, проводились беседы: «Естествознание и религия», «Космос в мечтах и действительности», «Коммунизм — это молодость мира и его возводить молодым», «День Советской Армии», «1 мая», а во время выезда на дачу, - о важнейших событиях в стране и области.

В целях сплочения коллектива отмечались дни рождения, «красные» дни календаря. У юннатов был общий день отдыха за Волгой.

Чтобы понять масштаб работы отдела приведем список мероприятий отдела лишь за один 1959 год:

- Было организовано 15 семинарских занятий с пионерскими работниками по вопросам натуралистической и краеведческой работы,

- Состоялся десятый городской слет юных друзей природы, в работе которого приняли участие делегаты 80 городских школ.

- Проведено 200 индивидуальных консультаций по вопросам натуралистической и краеведческой работы.

- Изготовлено и подарено школам 420 наглядных пособий по ботанике.

- Юннаты провели 2 утренника для учащихся 20 городских школ с рассказами о работе в кружках Дворца пионеров и практические занятия с учащимися 5-8 классов 9 школ города. Общий охват составил более 4000 человек.

- Отделом было подготовлено 2 районных и 1 школьный праздник Новогодней елки в лесу, проведены праздники птиц в 6 школах и праздники цветов в 2 школах и более 20 экскурсий по историческим местам города.

- Были переданы семена овощных, технических, цветочно-декоративных растений в 12 школ города.

- Состоялся смотр работы на школьных учебно-опытных участках в 71 школе (из 86). По результатам данного смотра была организована отправка экспонатов на тематические смотры-выставки в павильон «Юные натуралисты и техники» ВДНХ из лучших школ города №91, 103, 49, 50 и Дворца пионеров. Экспонаты были высоко оценены жюри. Представлено к награждению ВДНХ 60 юннатов.

- Проведено 2 экскурсии на ВДНХ в Москву с лучшими юннатами.

- Совместно с ГорОНО организована городская школьная выставка урожая, где участвовала 21 школа 5 районов[3,7].

Однако работа отдела не дает ясного представления о работе каждого из кружков. Остановимся на работе некоторых из них подробнее.

Уникальна история кружка садоводов-мичуринцев с его талантливыми педагогами Молчановым В.А. и Серебряковой Л.М.

Основной задачей педагогов являлось ознакомление кружковцев с разнообразием пород и сортов плодово-ягодных растений области. Садоводы-мичуринцы изучали многообразие дикорастущих плодовых растений, проводили опыты на учебно-опытном участке.

Во время учебной работы изучали плодовые области, их морфологию, размножение, уход, вредителей и болезни сада. Кратко знакомились с жизнью и деятельностью И.В. Мичурина[2,5].

На опытном участке педагоги учили юных садоводов подкормке винограда, яблони. Мичуринцы проводили опытные работы по размножению посадочного материала (смородины и винограда); учились прививать яблони, груши, вишни, абрикос; работать с новыми культурами; ухаживали и наблюдали за молодыми посадками растений и отбирали урожайные сорта; участвовали в выездах для участия в сельско-хозяйственных работах в совхозах.

Кружок вел наблюдение за молодыми посадками вишни, проводил уход и наблюдение за малиной, осуществлял сбор корма для птиц, лекарственных растений, семян деревьев, кустарников, цветов.

Когда дети работают с инструментами, это всегда требует особого наблюдения со стороны педагогов. Юннаты не были исключением. Вот что пишет в отчете о работе кружка садоводов за 1959 год Серебрякова Л.М.: «Основная, наиболее сложная работа, работа в питомнике — прививка. К этой работе мы начинаем готовиться со второй половины февраля - с начала марта месяца. В это время мы ведем подготовку к проведению весенней прививки черенком. При проведении этой работы мы разъясняем кружковцам, что инструмент должен быть острым, как бритва. Перед началом работы пробуем остроту на кусочке бумаги. Если он режет поперек папиросную бумагу, значит им можно работать. Такая подготовка, по-нашему, именно способствует серьезности при проведении этой ответственной работы, а также осторожности в обращении с инструментом.

При малейшем намеке на шалость в обращении с инструментом, последний отбирается у кружковцев, а кружковец предупреждается об опасности порезать себя или товарища»[3,4].

Не забывали садоводы-мичуринцы и про экскурсии по городу. Ездили в ботанический сад, сельскохозяйственный институт, плодово-ягодную станцию, музеи города, встречались с учеными.

Участвовал кружок и в работе со школами. Проводились смотры работ на школьных учебно-опытных участках.

Как заставить растение давать высокий и ранний урожай и вкусные плоды? Над этими вопросами работали многие юные опытники из кружка юных растениеводов. На учебных занятиях дети изучали строение растений, семян, птиц, рыб, работали с микроскопом.

На опытном участке дети кружка учились внекормовой подкормке помидоров, моркови, капусты.

Каждый выпускник кружка умел сортировать овощи, готовить гербарий дикорастущих растений, проводить фенологические наблюдения за культурами.

Юные растениеводы пополняли альбом древесных пород, фотографировали в разные периоды произрастание растений, разрабатывали и проводили праздник цветения, участвовали в походах по Самарской луке.

Руководителем кружка в разное время были талантливые педагоги — Черепова В.А. и Устинова А.А[1,6].

Необходимо сказать и об одном из первых кружков отдела — кружке цветоводов. Только за летний период дети успевали приготовить гербарии цветочно-декоративных растений, провести сбор семян цветов для посева будущего года, собирать коллекции семян цветов.

Опытные работы цветоводов включали: черенкование флокса, размножение многолетников путем деления корневищ, июньский посев астр для поздне-осеннего цветения, анализировали влияние минеральных удобрений на развитие и величину цветка, размножение роз горизонтальными отводками, и прививкой на шиповник.

Юные цветоводы ухаживали и осваивали цветники, вели за ними наблюдение в школах и предприятиях города, готовились и участвовали в городской выставке цветов.

Цветоводы активно посещали экскурсии, ездили в Ботанический сад, на областную станцию юннатов и к любителям-цветоводам.

Особое место в отделе занимал кружок кролиководов. В кружке поголовье составляло до 150 кроликов (!). Дети проводили опыты с различной подкормкой молодняка, следили и ухаживали за животными.

Особое внимание в кружке уделялось правилам поведения на участке. Кроликов содержали в индивидуальных клетках. Юные кролиководы поддерживали чистоту клеток и инвентаря - кормушек и поилок. Клетки ежедневно чистились. Систематически, не реже двух раз в год, весной и осенью проводилась дезинфекция клеток. Для этого осуществлялась тщательная механическая очистка. Кормушки, поилки и готовые для очистки клетки дезинфицировались опусканием их в кипящий щелок. Лишь после этого юные кролиководы сажали животных на место.

Мы перечислили далеко не все мероприятия и дела, проводимые отделом юннатов. Объем и характер их работы поражает и сегодня.

Многие выпускники отдела выбрали профессии схожие с работой в кружках. Стали ботаниками, ихтиологами, агрономами, садоводами, краеведами — специалистами различных отраслей.

Дворец помог им выбрать не только жизненный путь. Кружковцы отдела юных натуралистов, участвуя в конкурсах по охране природы, озеленению города, ухаживая за животными и птицами, воспитывали в себе чувство любви к родному краю, флоре и фауне, учились беречь окружающий мир, становились настоящими гражданами свой Родины!


Joomla Gallery makes it better. Balbooa.com

Автор - Сергей Васюткин

Список источников и литературы:

- Архив СДДЮТ. План работы отдела натуралистов на лето 1960 г.

- Архив СДДЮТ. План отдела натуралистов Дворца пионеров и школьников г. Куйбышева на 1962-1963 учебный год.

- Архив СДДЮТ. Работа отдела юннатов в 1959-60 году.

Когда мы говорим традициях Самарского Дворца Детского и Юношеского творчества, невозможно не вспомнить его славные театральные традиции. Одним из первых коллективов с которых начался Дворец, был драмкружок  Маркова.

Бессменным руководителем кружка был Оскар Осипович Марков. Удивительна судьба этого педагога! Он родился 7 июля 1889 года в Киеве, там же учился в 3-й гимназии. Затем окончил юридический факультет Киевского университета, а после музыкально-драматическое училище им. Лысенко.

С 1915 г. – работал актером в драматических труппах театров городов Владикавказа, Ярославля, Киева, Новгорода-Северского, Севастополя, Полтавы, Москвы, Казани.

В 1928-1929 гг. – актер Сызранского театра, с мая 1929 по март 1957 гг. – Самарского (Куйбышевского) драматического театра.

Работая в Куйбышевском драмтеатре, играл в многочисленных пьесах: «Коварстве и любви» Шиллера- роль Гофмаршала фон Кальба (1937 г.), «Мачехе» Оноре де Бальзака - роль Годара (1938 г.), «Бешенных деньгах» А.Н. Островского - роль Кучумова, «Много шума из ничего» Шекспира — роль Антонио(1939 г.), «Врагах» в пьесе А.М. Горького - роль конторщика Полового (1950 г.), «Великом государе» В.Соловьева - роль Нагого (1952 г.), «Раках» С.Михалкова - роль кладовщика, «Марии Тюдор» В.Гюго - роль Джошуа (1954 г.) и многих других[3].

Придя во Дворец, Оскар Осипович с огромным рвением начал обучать театральному искусству детей. Одна из его многочисленных учениц вспоминала: «Оскар Осипович беззаветно любящий искусство, театр, были не только нашим руководителем, но и талантливым педагогом и большим нашим другом»[1,1].

С первых дней своего существования кружок готовил спектакли, выступал в школах, клубах, парках. Уже в 1936 г.  воспитанники показали спектакль «Том Сойер» по Марку Твену, дали концерт при участии духового оркестра и 3-х тысячного хора города. Репетиции тогда проходили в ТЮЗе.

В 1938 кружок продолжил свою работу уже в стенах Дворца детей.

Тяжелый удар по семье Марковых нанесла Великая Отечественная Война сын Оскара Осиповича погиб на фронте в 1944 году, отеца — 75-летнего старика замучили и убили фашистские изверги в Киеве, брат Абрам Марков — был командиром на фронте, получил орден, Лев — пропал без вести, Моисей — погиб, а сестра Клава работала военврачом в Архангельске[1].

После Великой Отечественной Войны Оскар Осипович возглавил кружок художественного слова. Позже он был преобразован в драматическую студию. В работе Оскару Осиповичу всегда помогала его жена, талантливый писатель, автор книги о В.И. Ленине («Начало большого пути») - Татьяна Ниловна Барковская.

Что только не ставили на подмостках Дворца пионеров! И русские народные сказки, и пьесы А.Н. Островского «Доходное место», Л.Н. Толстого «Война и мир», Н.В. Гоголя «Ревизор», С.В. Михалкова «Сомбреро», А.С. Пушкина «Евгений Онегин», А.Грибоедова «Горе от ума», С.Маршака «Двенадцать месяцев» и других.

Любил Оскар Осипович ставить спектакли по мотивам русских народных сказок. Ярким примером может служить «Серебряное копытце» Павла Петровича Бажова из его книги «Малахитовая шкатулка». Спектакль состоялся в клубе имени Ф. Дзержинского в 1951 году.

Но особенно любил Оскар Осипович Чехова и умел эту любовь передавать детям. Кружковцы некоторые пьесы играли в школах города, где учились: в №25, №6, №12, №15.

Спектакли, обычно, показывали во втором отделении ежегодных отчетных концертов Дворца пионеров в конце мая. Часто юные артисты играли сами себя — озорных, веселых и непоседливых.

Но особенно славились Новогодние постановки Дворца Пионеров. К Новому году Оскар Осипович с верным своим другом, женой Татьяной Ниловной писал сценарии елок - труд титанический, гигантский труд: представление шло сразу в двух залах, занято было человек тридцать, игралось по шесть елок в день. Репетиции шли с утра до вечера.

После спектаклей кружковцы обсуждали игру друг друга, спорили, выясняли истину.

«Оскар Осипович Марков был чудесный актер, режиссер, очень любил театр, музыку и вообще жизнь со всей щедротой своей души, передавая эту любовь нам»- написала в своей письме во Дворец одна из бывших учениц Оскара Осиповича.

Мы импровизировали, шалили, веселились, мы влюблялись, ссорились, мирились, но дисциплина у нас в кружке была железная, представление длилось ровно столько, сколько времени на него было отпущено, но никто никогда ни разу не пропустил спектакль и репетицию. В перерывах между елками мы отдыхали в гостиной, ели булки и пили фруктовую воду, и спорили о любимых литературных героях, и чувствовали себя настоящими жрецами искусства, вкушающими заслуженный отдых после праведных наших трудов[2].

В восьмом классе дети уже ставили "Горе от ума", правда, без бала, потому что сценическая площадка к балу была, увы, не приспособлена, но настоящее "Горе от ума", с грибоедовскими характерами в костюмах и гриме.

Кружковцы и учили стихи, и выступали на смотрах - приносили своему Дворцу грамоты и победы.

Оскар Осипович очень любил и детей и Дворец и поэтому был порой строг.

Так Елена Катасонова вспоминает: «В шестом классе я схватила двойку по алгебре, в четверти! - не как-нибудь. Школа сообщила об этом безобразии администрации Дворца пионеров, администрация - Оскару Осиповичу, и мой Учитель, мой Оскар отлучил меня от Моего Дворца. Вот так сразу, после очередной репетиции пьесы, в которой я играла главную роль. Много позже я оценила его неизменную деликатность: он дождался конца репетиции, он оставил меня одну и велел исправить проклятую эту пару, а уж потом приходить. Меня не позорили, не компрометировали меня, а ведь как часто делают такие ошибки взрослые, полагающие, что нельзя скомпрометировать двенадцатилетнюю девочку.

Но все это я оценила позже. Тогда же я рванула с вешалки пальтецо и бросилась прочь, убегала от верных друзей со своим стыдом и слезами. Я ревела и клялась себе, что никогда, никогда не вернусь во Дворец. Я исправила злосчастную двойку, я вообще выправила чертову эту математику. Но я тосковала о Дворце, видела его во сне, скучала об Оскаре и мягкой, доброй Татьяне Ниловне. А ровно через месяц мои друзья (а дружить мы умели), ничего не знавшие, недоумевавшие мои друзья вручили мне заклеенный конверт с письмом от Оскара Осиповича: "Милая Элечка!" - писал он. Он звал меня прийти и поговорить. И он вернул меня во Дворец.»[2]

Многие ребята, после кружка, отправились поступать в ГИТИС, МХАТ, Щукинское и Щепкинское училища

Прошли годы, и не все кружковцы связали свою жизнь с искусством, но любовь к нему сохранили на всю жизнь. Актерами и режиссерами стали Артур Хайкин (был художественным руководителем Омского драматического театра) и Вадим Кузенков, Сюзанна Лавринович стала мастером художественного слова, а Евгений Гарфельд посвятил себя журналистике. Владимир Германов стал   доктором медицинских наук, профессором Куйбышевского мединститута.

«Помню уютный дом на приволжской улице, большую светлую комнату, седого быстрого, родного всем нам человека и всех нас – смеющихся, спорящих, обсуждающих очередную книгу или спектакль в театре. Сейчас Оскар Осипович хлопнет в ладоши, и мы тут же примолкнем, а  потом сядем за стол и начнем читать новую пьесу...»


Joomla Gallery makes it better. Balbooa.com

Автор – Сергей Васюткин

Список источников и литературы:

  1. ЦГАСО. Фонд №5015, Оп-1, №25, Л-50.
  2. Архив СДДЮТ. Воспоминания об Оскаре Осиповиче Маркове. Котянова-Осетрова.
  3. Архив СДДЮТ. Катасонова Е. Страна моего детства.

ЦГАСО. Ф- Р. 5014. Оп. 1-8. 

В нашем городе есть детское объединение, не похожее ни на одно другое. Благодаря ему, путевку в жизнь получило огромное количество мальчишек и девчонок — более 2000. Многие выпускники стали известными ведущими, режиссерами, актерами — честными людьми. И сегодня это удивительное явление в жизни Самары отмечает свое 50-летие. Его имя — Самарская телестудия «Товарищ».

Началась история «молодой» телестудии с приезда в Куйбышев двух удивительных людей — Вениамина Григорьевича Яковлева и Лидии Ивановны Тарасовой.

Профессионалы своего дела переехали в город на Волге с Северного Урала — из города Березники. Там они тоже окружали себя детской компанией, ходили с ними в походы на приполярный Урал, сплавлялись на плотах по бурным речкам и все это снимали на камеру.

Но вот телестудия в Березниках закрылась. Супругов пригласили в Читу, где они пробыли совсем недолго, именно туда Георгий Юлианович Спевачевский, возглавлявший в то время Куйбышевский областной Комитет по телевидению и радиовещанию, прислал приглашение работать в городе на Волге.

Надо сказать, что рождение телестудии не было простым в далеком 1968 году. Когда-то на куйбышевском телевидении высказывались против детской студии. Шутка ли - режимное предприятие, а тут - дети. «А вдруг какой-нибудь мальчик сунет в розетку пальчик»?

Но Георгий Юлианович поручился: «Пусть телестудия будет на моей совести». Судьба была благосклонна. Значит, «Товарищу»— быть!

После того, как объявили о наборе школьников, телецентр и его окрестности заполонили родители, мечтающие, чтобы их дети стали звездами экрана. Как вспоминает Лилия Ивановна: «Первый набор был так велик, что толпу из желающих (мам, пап и детей) сдерживал наряд милиции—боялись что разнесут ворота». Год от года эта «звездно-экранная» карусель набирала обороты. Конкурс, как в театральный вуз — 15 человек на место[3].

Откуда же название «Товарищ»?

Объясняет Лилия Ивановна: «Так назывался парусник, с которым курсанты мореходных училищ, уходили в своё первое кругосветное плавание. Юнкоры тоже совершали плавание только по волнам эфира».

Генератором идей для Телестудии выступал Вениамин Григорьевич. «Удивительно талантливый педагог с необыкновенной эрудицией. У него всегда было множество проектов. Для детей он старался быть другом».

Много дел было на счету студийцев, многое они познали. Юные корреспонденты учились работать с информацией, - ходили по пионерским лагерям и узнавали у старших вожатых и простых ребят какие у них есть новости, интересные события.

Ребят учили не бояться камеры, ответственности, брать интервью, слушать человека, импровизировать, быть исполнительными. Надо понимать, что программа транслировалось на всю область на единственном телеканале (московского канала тогда еще не было) и все слова ребята учили наизусть. Как сказала Ольга Король, выпускница телестудии: «Это было не только мастерство актеров телевидения, но мастерство актерское».

Телестудия «Товарищ» и сегодня и тогда была известна своими новыми, свежими, оригинальными идеями. Еще в 60-е и 70-е годы в телестудии смело спорили на диспутах, звучали концерты. Уникальным был проект «Первые шаги в искусство». Дети показывали свои таланты, жюри ставило им оценки, а зрители выбирали лучших. Кто только не приходил на передачу: юные скрипачи, пианисты, танцоры, певцы и композиторы! Зрителей и болельщиков только в студии было 250 человек.

Для старшеклассников была передача «Матч школьных эрудитов», где команды учащихся соревновались в своих познаниях. В программе «Искатель» - рассказывали про первых комсомольцев. «Веселые старты», «Уважайте светофор», «Детский человек», «Мультлото»— и этот список далеко не полный.

Когда мы говорим о Телестудии «Товарищ», нельзя обойти вниманием фигуру Владимира Николаевича Самарцева. Долгое время он работал главным режиссером Куйбышевского телевидения и более двадцати лет(!) с 1966 по 1988 год отдал телестудии «Товарищ»[1].

В Телестудии снимали и телеералаши. Любимцем публики был задорный и веселый мальчуган Кузя. В нем каждый мальчишка города мог узнать себя.

Именно в Куйбышевской телестудии сделал свои первые шаги самарский театр «Задумка».

Телестудией было поставлено и снято почти 30 спектаклей. Первой стала постановка «Девочка и апрель» по пьесе Тамары Германовны Ян. Много было интересных работ: «Наследный принц или кто мне поверит», «Три шпаги на троих», «Ночь перед дуэлью», «Великолепная восьмерка», «Джинсовый бал», «Дружеское плечо или в детском саду свинка». Режиссером постановщиком этих и многих других спектаклей был выпускник ГИТИСа Эдуард Иванович Сорокин. Сняться в спектаклях «Товарища» было мечтой каждого куйбышевского ребенка.

В спектаклях дети играли вместе со взрослыми, учились у них, каждый юный актер понимал что от него требуют той же самоотдачи, что и от профессионалов, и дети старались, полностью «выкладывались», понимая что рядом работают заслуженные артисты.

Юнкоры Телестудии объехали практически всю страну, побывали во всех столицах республик, исходили с походами весь родной край. «Сначала ездили без съемок, просто смотрели достопримечательности, расширяли кругозор, обязательно вместе пели песни»— вспоминал режиссер Максим Терентьев[2].

В 90-е меняются подходы, появляются новые идеи и соответственно новые программы. Одной из таких стала программа «Яркие огни. Большой город». Всего было выпущено 104 передачи. И все передачи были не похожи друг на друга: телевизионный журнал, ток-шоу студия, КВН.

Много выдающихся людей города и страны- выпускники Телестудии. В спектаклях «Товарища» снимались будущий главный продюсер ГТРК «Самара»— Алексей Николаевич Крылов, телеакадемик, член общественного совета при Министерстве культуры РФ— Иван Иванович Демидов, директор Самарского театра Юного зрителя «СамАрт»— Сергей Филиппович Соколов, поэт, бард, актер и режиссер— Игорь Маркович Гольдин, художественный руководитель театра «СамАрт»— Павел Маркелов, генеральный директор «Самара-ГИС»— Андрей Волков, ведущая— Ольга Король и другие.

Алексей Крылов вспоминает: «Большое телевидение началось для меня в 1972 году, как только я переступил порог телестудии»[1].

Проходили годы и вчерашние юнкоры сами приходили работать в редакции детских программ — Максим Терентьев, Игорь Замамыкин, Ольга Суздальцева. Телевидение в качестве основной профессии выбрали многие выпускники «Товарища». Они разъехались по всей стране и зарубежью, работают на федеральных каналах — операторами, режиссерами, журналистами.

Но никогда руководители телестудии не ставили перед собой задачу воспитать артиста или телевизионщика. Каждое воскресенье на занятие приходили ребята, которым давали уроки актерского мастерства, сценической речи с которыми устраивали диспуты и спорили и жизни.

Сегодня в Самарском Дворце Детского и Юношеского творчества работает и проводит занятия с детьми сын Вениамина Григорьевича Яковлева и Лилии Ивановны Тарасовой, талантливый журналист и педагог — Яковлев Денис Вениаминович.

Прошли десятилетия, но не изменился девиз заложенный Вениамином Григорьевичем: «Главное воспитать в ребенке личность, которая имеет свой взгляд на любое событие и готово отстоять свою точку зрения».

Телестудия «Товарищ» продолжает, так же как и 40, и 30 лет назад, снимать передачи. Дети пробуют себя в роли ведущих, актеров, режиссеров, операторов.

На занятиях во Дворце дети обсуждают вышедшие в эфир передачи, бывает, что критикуют, советуют, участвуют в проектах, ходят в гости к ГТРК «Самара», узнают секреты телевизионного закулисья.

Как и у предшественников одной из важных составляющих учебы остаются совместные походы и путешествия. Так в марте юнкоры вернулись из «Орленка» с фестиваля юных журналистов «Медиа-волна», где записывали передачу, посещали мастер классы, развивающие игры.

Проходят годы. Сегодня Телестудия «Товарищ» отмечает юбилей, но, как и раньше, горят сердца юнкоров. И впереди у Самарской Телестудии «Товарищ» много планов, дел и свершений!


Joomla Gallery makes it better. Balbooa.com

Автор - Сергей Васюткин

Список источников и литературы:

1. Телерадиокомпания ГУБЕРНИЯ. (2013) «Телестудия «Товарищ», часть первая. 

2. Богомолова Т. Спустя 17 лет телестудия «Товарищ» вернулась в родные стены ГТРК «Самара» ВолгаНьюс. 27.01.2016.

3. Чечурина И. В Самаре отметила юбилей телестудия «Товарищ» Российская Газета. 20.05.2013.

Не полным будет история Самарского Дворца Детского и Юношеского творчества, если не рассказать о славном кружке юных геологов, которым руководил Юрий Никифорович Мелкозеров.

Юрий Никифорович посвятил работе во Дворце десять лет. За это время им была организована масса интересных экспедиций: на Урал, Байкал, Тянь-Шань, в Москву.

Занятия во Дворце проходили два раза в неделю. На них ребята знакомились с предметами геологией и минералогией, кристаллографией, петрографией, исторической геологией. Учились определять минералы и горные породы. Кружок готовил из детей настоящих инструкторов-геологов. Самым же главным и важным в деятельности всего кружка и его руководителя были летние походы, в которых юные геологи могли применить свои теоретические знания на практике, учились трудностям походной жизни.

Подготовка к экспедициям всегда была основательной. Она длилась всю зиму. Кружковцев часто инструктировали врач и мастер спорта по туризму.

Ребята прошли c походами весь родной край. Только за 1983-1984 год юные геологи побывали в Ширяево, в пещере Братьев Греве, на Водинском месторождении серы близ поселка Новосемейкино и других интересных местах области. Там осмотрели штольни, собрали розовый песчаник, ракушечник, полезные ископаемые. Всего было совершено 15 геологических походов по родному краю. В экспедициях по Куйбышевской области ребята не оставались с ночевкой. Весь поход занимал один день[1].

В том же 1984 году июне с 18 по 28 июня вторая группа шестиклассников поехала на Урал[2].

Но не только в экспедиции ездили ребята, так в 1985 году кружковцы (9 человек) посетили Всероссийский слет членов экспедиционных отрядов «К тайнам природы» в городе Москве.

Через два года — в 1987 году состоялся трудный и интересный поход на Тянь-Шань. Поездом из Куйбышева добирались до Фрунзе (ныне Бишкек). Оттуда до города-курорта Чолпон-Аты, что на берегу озера Иссык-Куль. Ребята совершили восхождение на горы высотой более 4 тысяч метров. Экспедиция заняла 12 дней (и это без учета дороги).

Для понимания объема работы и процесса организации походов Юрием Никифоровичем Мелкозеровым, приведем лишь летопись одной экспедиции на Байкал летом 1989 года.

В том походе ребятам предстояло пройти по горам 140 километров! Как и в предыдущих экспедициях на Байкал, геологи доехали на поезде до города Слюдянки Иркутской области, а оттуда вдоль берега реки шли в горы Хамар-Дабана. Во время похода только реку Слюдянку кружковцы пересекли 12 раз.

«Путь идет вверх, путь нелегкий. Но никто не ноет. У нас твердое правило — нытиков в следующий поход не берем.

За время путешествия увидели кедровую тайгу, красивейшую речку Каменку с водопадами, великолепные горные пейзажи. Красота!» - писал Ю.Н.Мелкозеров[3].

В походе ребятам много раз приходилось ставить палатки для ночлега, разводить костер, готовить.

«Все круче и круче становился подъем, а к вечеру мы вышли на как-бы на плоскую чашу. Здесь, хотя и на высоте, но альпийские луга и заболоченные участки с диким щавелем и черемшой. Все мы, как травоядные животные, нарываем пучки щавеля и черемши и на ходу жуем».

Перед подъемом на самую высокую вершину гор Хамар-Дабана - пик Черского (2090 метров) — ребятам пришлось преодолеть глубокую пропасть. Проход по узкому карнизу — серьезное испытание для будущих мужчин. Но все прошли через него успешно.

По дороге к цели удивительную красоту дикой природы могли наблюдать кружковцы Куйбышевского Дворца пионеров: «На всем пути нас сопровождает множество цветов: белые альпийские астры, темнорозовые крупные боданы и желтые рододендроны».

И вот ребята, наконец, были вознаграждены радостью победы над первой в жизни покоренной высотой. «Отсюда вид на все цепи гор хребтов не только Хамар-Дабана и даже виден Байкал»[3].

Юные геологи смогли увидеть и хозяина тайги — медведя. Он появился на противоположном склоне и быстро скрылся от ребячьих глаз.

Затем дети опустились к озеру Сердце и восхитились сказочными пейзажами, которое и сегодня притягивают множество туристов из Европы и Азии.

«Берега озера заросли травой. Вода в нем голубоватого цвета, прохладная. Мы все искупались, заранее зная, что при подъеме в гору снова согреемся. На склонах гор здесь лежит снег. Ребята с большой радостью играли в снежки и катались по снегу».

При спуске с пика кружковцы не упустили возможность залезть на горные кручи за камнем лазуритом и набрали для коллекции прекрасные образцы минералов: голубой кальцит, лавролит, розовый мрамор и белый тремолит. В мраморном карьере «Перевал» было обнаружено множество других редких минералов.

Радостные, возбужденные и еще сильнее нагруженные ребята продолжили свой путь. Добравшись до Слюдянки, ребята поспешили на Байкал. Там ребята после трудного похода разбили свой лагерь, искупались, пели песни у костра.

На следующий день всей группой юные геологи посетили краеведческий музей. Познакомились с флорой и фауной Байкала и всего Слюдянского района, экспозицией минералов этого края и даже изделий из них.

Затем была трехдневная поездка домой к волжским берегам, где детей уже заждались их родные. Сев в поезд, идущий в Куйбышев, кружковцы уже обсуждали будущие походы в горы Тянь-Шаня и на озеро Иссык-Куль.

С той экспедиции на Байкал отдел науки и краеведения Дворца сумел сохранить добытую коллекцию минералов. Она и сегодня хранится в стенах Самарского Дворца Детского и Юношеского творчества.

Юрий Никифорович Мелкозеров проработал во Дворце до 1991 года. Ему удалось передать ребятам свой богатый опыт, тягу к науке, знаниям. В тех нелегких, но интересных походах ребята проверяли свои силы, выносливость, учились крепче дружить. Географию они изучали на природе и воочию поняли, что такое экология.

Многие бывшие кружковцы стали известными людьми в нашем городе. Бывшие ученики с благодарностью вспоминают минувшие годы и всегда с теплотой отзываются о своем учителе.

Так ученик Ю.Н. Мелкозерова — Олег Дмитриевич Мочалов (ныне ректор СГСПУ, профессор, доктор исторических наук) посвятил ему собственное стихотворение «Стихия».

 

В трудностях ужасных,

В рюкзаках, в вещах,

Поднимались люди в гору впопыхах,

На горе высокой, на белом снегу

Поднимались в гору, как в большом аду,

Кровью умываясь, шли они и шли,

Тонны поднимали, на себе несли.

Высота большая — только упади,

Но никто не знает, что будет впереди.

Шаг за шагом, чуя в стонах

И в речах, молотя железом

Землю в пух и прах,

Поднимались люди и не знали страх.

Чугуна с две тонны на горбе несли,

Но не унывали и не рыдали мы.

С белого сугроба на другой сугроб

С сонными глазами полз уже народ.

И шагов не чуя, в шутках и в речах

Добрались все люди и нашли очаг.

 

За помощь в подготовке материала особую благодарность выражаем бывшим членам кружка юного геолога: Волкову Сергею и Финаеву Евгению.

Автор – Сергей Васюткин

 

Список источников и литературы:

  1. Архив СДДЮТ. Приказы №1-№78 по кадрам за 1984 г, Л - 32.
  2. Там же, Л - 34.
  3. Архив СДДЮТ. Отчет о летней геокспедиции на Байкал 1989 г.


Joomla Gallery makes it better. Balbooa.com