Бывшая воспитанница филологической школы Куйбышевского Дворца пионеров и школьников, а ныне директор музея истории профтехобразования Самарской области- Раиса Захаровна Гранитова.
Раиса Захаровна начала посещать знаменитую школу Василия Павловича Финкельштейна в 1957 и занималась в этом замечательном коллективе 4 года. По словам самой Раисы Захаровны, та учеба дала путевку в жизнь не только ей, но и многим другим воспитанникам коллектива.
Далее мы приводим воспоминания одной из талантливых воспитанниц Василия Павловича.
«Я училась в 6 школе, где сейчас находится институт культуры. Ходить в филологическую школу во Дворце пионеров я начала со своей подругой еще в младших классах, но чтобы ни одного занятия не пропускать - это с 7 по 10 класс. Вообще, Василий Павлович в своей педагогической работе делал упор на старшеклассников.
А первая встреча с филологической школой была такая: Дворец пионеров проводил конкурс стихов, и вообще работ посвященных «Дню птиц», - был такой праздник весенний. И мое стихотворение, написанное в 6 классе, заняло первое место.
Солнышко ясное ярко сияет,
И по полям ручейки потекли.
В золоте солнце весь день утопает,
Всё ожидает прихода весны.
Люди готовятся к встрече пернатых,
Верных защитников поля, лесов.
Домики ловко готовят ребята,
И ожидают прилета жильцов.
Вот и явились веселые птицы,
Радостным криком приветствуют нас.
Эй, берегитесь теперь гусеницы,
Наши друзья доберутся до вас.

Василий Павлович очень ревностно относился к выпускникам своего кружка. И приглашал их обязательно на свои занятия. Когда я впервые пришла в филологическую школу в гостях у Василия Павловича был выпускник коллектива, красавец из Москвы - Артур Хайкин. Он рассказывал нам, кружковцам, о московском кинематографе. Артур Юзефович Хайкин был выпускником московского института театральных искусств им. Луначарского (сегодня ГИТИС), а затем был режиссером Ростовского ТЮЗа и Омского драматического театра.
Мы писали стихи на знаменательные даты, события, произошедшие в нашей стране и мире. Сегодня многие уже и конфликтов этих не вспомнят, а у меня стихи остались.

Над мирным египетским небом- черные тучи ползут,
Египет добился победы, но снова агрессоры тут.
Против воли народа они разжигают войну,
Не любят народов свободных- им хочется сеять беду.

Василий Павлович как-то сказал мне: «Все события какие видишь, знаешь, описывай». И я последовала его совету.
Коронное мое стихотворение, я считаю, написала, когда уже из филологической школы выпустилась. Написала, уже учась на историко-филологическом факультете педагогического института. И сочинила я его в честь полета Ю.А. Гагарина:

Эту дату запомнят навеки,
Шар земной всколыхнула она.
Стала былью мечта человека,
В космос- к звездам дорога видна.
Циолковского дерзкий гений,
Предсказал этот взлет давно,
Что грядущим векам, поколеньям
От земли оторваться дано.
Русский сокол взвился над землею,
Гордой радости мы полны.
Мир склонился пред этим героем
Смелым сыном своей страны.

Про филологическую школу у меня остались такие, знаете, статические воспоминания. Я помню, как мы дети сидели вокруг большого стола. Понимаете, у Василия Павловича особенность была, он умел привить любовь к хорошей литературе, к ее новинкам.
Помню еще стихотворения одного из воспитанников филологической школы (не уверена, кто его написал или Юрий Ратнер, или Борис Свойский).

Есть разных размеров валенки,
Квартиры есть большие и маленькие.
Есть плохой и хороший поэт,
По-разному песня звучащая,
А дружба одна-
Или ее нет
Или она настоящая.

Понимаете, мы все такие поэтические были вокруг Василия Павловича. У нас даже мысли были в стихах. Помню, как на занятия в кружок ходил какой-то стиляга. И я ему посвятила эпиграмму:

Стихи я ваши уважаю,
Они останутся в веках.
Но в жизни стиль сменить желаю
На новый лучший стиль в стихах.

Когда я занималась, на занятия приходило человек 15, в основном старшеклассники. А еще в кружок ходили Саша и Леня Садковые. Александр Садковой потом стал режиссером и работал в Москве. И ходили братья на занятия регулярно: в понедельник, в среду и пятницу. А отец у них был директором Куйбышевского театра оперы и балета - Николай Павлович Садковой. Он очень много сделал для нашего города.
На занятиях обязательно требовалось чтобы учащиеся приходили со своими стихами, зачитывали их. Авторы заслушивались по очереди. Помню, как Василий Павлович умел рассказывать о новинках литературы, как мы разбирали творчество какого-либо поэта. Помню, как он мне сделал замечание: «Прекрасное у тебя про «День птиц» стихотворение. Однако, вот что у тебя в первом куплете? Солнышко сияет, ручейки потекли — все ожидают прихода весны. Согласно первой строчке весна уже наступила, к примеру».
Помню, как нас в школе заставляли учить стихи Гейне на немецком. Мне это удавалось делать с трудом, а Василий Павлович посоветовал мне перевести стихи на русский язык. Вот мой перевод стихотворения Гейне «Лорелей»:
Я не знаю что думать об этом
Печально душе- игла.
Старинная сказка эта
Покой у меня отняла.
Воздух прозрачный темнеет
И Рейна волна шелестит.
Под солнцем вечерним синея,
Вершина горы блестит.
Прекрасная дева младая
На дальней вершине сидит,
Ее ожерелье сверкает
И золото кос горит.
Играет роскошной косою,
Поет наклонясь над водой,
И звуки летят над рекою-
Чудесной мелодии той.
Рыбак в челноке, заслышав
Той песни прекрасной печаль,
Забыв о подводном рифе,
Свой взор устремляет в даль.
Я знаю, что волны скроют
Челнок с рыбаком под водой
Тому Лорелей виною
С чарующей сердце тоской.
Когда я окончила институт, первый год работала в Красном Яре, обучала русскому, литературе, истории. А потом я из Красного Яра переехала в Самару, потому что вышла замуж и стала работать в 24 школе. В 24 школе также работал сын Василия Павловича - Михаил. Я считалась завучем по воспитательной работе. Мы с Михаилом Васильевичем часто разговаривали о его отце. Василий Павлович многим дал дорогу в жизнь, привил любовь к литературе.
Вот, например, сейчас я читаю Иоанну Хмелевскую. У нее такой изящество стиля, юмор искрометный. Слезы от смеха сидишь, вытираешь. Недавно «бестии» прочла. А больше всего мне у нее понравилась юмористическая повесть «Лесь», в котором дело происходит в архитектурном бюро, где главный герой - Лесь Кубалек хочет убить кадровичку. Или очень интересный роман «золотая муха» о том, как поляки добывают янтарь.
На все массовые мероприятия во Дворце пионеров обязательно привлекались мы - учащиеся школы юного филолога. Например, я много раз читала стихи посвященные природе.
Тогда, конечно, немного политизировано все было. Как тогда говорили: «идеологию выдерживали». Вот, например, еще одно мое стихотворение посвященное 23 февраля:
На страже мира и труда
Стоит советский воин,
Чтоб не пылали города
И был наш край покоен.
Мы побеждая шли вперед-
Наш свет не скрыли тучи
И победил врага народ
В сражении могучем.

Последнее что меня вдохновило, - это 100-летие комсомола.

Комсомол- это труд, комсомол- это бой,
Комсомол- это те, кем мы были с тобой.
Комсомол- это мужество, доблесть и честь
И ответ на призыв нашей Родины- есть.
Комсомол- новостройки, «Прогресс», целина,
Комсомол- это те кем гордилась страна.
Комсомол- это в космосе русский герой,
Комсомол- это те, кем мы были с тобой.

Наш учитель- Василий Павлович Финкельштейн обладал необыкновенной добротой, уважением к людям. Поражала его заинтересованность сделать хорошее, передать свои знания. И он будто не работал, а жил этой жизнью. Он умел заинтересовать воспитанников и привить им любовь к знаниям. Большое спасибо ему за это»!

Недавно у нас состоялась встреча с двумя выпускницами Куйбышевского Дворца пионеров, а именно его городского пионерского штаба «Парус» - с Татьяной Александровной Кондрашовой и Ириной Владимировной Буртыкиной. Сегодня Татьяна Александровна - директор учреждения дополнительного образования детей центра внешкольной работы «Парус». А Ирина Владимировна - действующий адвокат.
И спустя много лет выпускницы с теплотой вспоминают своего руководителя- Ольгу Николаевну Ушкову - руководителя пионерского штаба с 1976 до 1984 года.
Разным был у наших героинь путь во Дворец пионеров. Татьяна Александровна узнала о штабе «Парус» на областной школе пионерского актива (ОШПА), а Ирина Владимировна была направлена во Дворец пионеров от школы №13 как председатель совета дружины.
В целом, городской пионерский штаб «Парус» состоял из председателей советов дружин школ, членов советов дружин, либо активных пионеров.
Вспоминает Ирина Владимировна: «Я пришла во Дворец пионеров в 1980 году. Помню, что наши собрания, в основном, проходили на первом этаже в методическом кабинете (сейчас это 4 кабинет). Мы собирались два раза в неделю в четверг и воскресенье. Все штабы: городской юнармейский штаб «Зарница», клуб интернациональной дружбы «Радуга», комсомольской штаб «Зарница», «Звездочка» (октябрята) и пионерский «Парус» на неделе собирались в разные дни, но в воскресенье все они были во Дворце».
Татьяна Александрона: «Это была основная работа. То есть мы приходим в четверг. У нас занятие длится два часа. Первый час мы могли обсуждать разные вопросы. Какие мероприятия были на недавно прошедшем пионерском слете, или какие новые задачи были розданы нашему дворцовскому штабу, согласно плану пятилетки.
Во время второго часа у нас было занятие по направленностям: занятия знаменосцев, либо барабанщиков, либо теория. Например, на занятиях знаменосцев учились работать в знаменной тройке».
Ирина Владимировна: «А поскольку мы были представителями школьных дружин, то мы эти знания переносили в школы и в школах эти знания распространяли. В перерывах между занятиями нас - штабистов «Паруса» распределяли между школами города, в которых не было представителей от «Паруса». В этих школах, так же как и в «родных» для нас школах, собирался совет пионерских дружин и проводились теоретические занятия».
Необходимо сказать, что городской штаб «Парус» обязательно готовил выступления на каждое крупное дворцовское мероприятие. Это была какая-либо творческая, смехотворная, музыкальная заставка. Обязательно играли на гитаре.
Все крупные мероприятия в городе: всероссийские пионерские слеты, день рождения пионерии и комсомола организовывались «Парусом» или при его активном участии.
Также обязательно было отчетно-пионерское собрание, где подводились итоги работы. Обязательно выступал председатель совета дружин, который говорил, сколько было сдано макулатуры, сколько собрали металлолома, сколько навестили пожилых людей. Штабисты носили им продукты, находили родственников, писали письма, сажали деревья, участвовали в субботниках в школах, парках и скверах, на территории Дворца пионеров и школьников.
Пионерская дружина состояла из отрядов. У каждого из отрядов было свое наименование, девиз, речевка. Обязательно был председатель совета отряда. Все председатели входили в совет дружины. На совете дружины всегда обсуждался план работы. Также в отрядах были звенья. А у каждого звена свои обязанности. Каждый отчитывался о своей работе: звеньевые - председателю отряда, председатели отряда - председателю дружины.
Все штабисты «Паруса» сдавали комиссии зачет на получение звания пионера-инструктора. Каждый брал билет, а в нем было два вопроса: теоретический и практический. В теоретическом блоке были вопросы по истории пионерской организации и ключевые моменты на сегодняшний день. Нужно было знать пионеров героев. После успешной сдачи выдавалась специальная грамота о присвоении звания пионера-инструктора. К этому зачету ребята готовились со всей ответственностью, поблажек никаких не давали.
Одним из основных видов деятельности штабистов была работа на областных школах пионерского актива, которые проводились по районам.
Школа пионерского актива всегда проводилась в августе, и обучение в школе пионерского актива длилось десять дней. Со всех школ города туда направлялись председатели и члены советов дружин города и области. Школы отправляли лучших. А организовывали школы пионерского актива члены городского пионерского штаба «Парус». Каждый из дней в ОШПА являлся тематическим. Было множество мероприятий. На них штабисты показывали остальным пионерам как на определенную тематику можно провести мероприятие в школе. С утра тематическая линейка, например, посвященная юным героям антифашистам. На линейке творческая заставка с песней и стихами. После обеда конкурс агитбригад или конкурс патриотической песни. И вечернее мероприятие на эту же тему. Обычно, школы пионерского актива проходили в лагерях «Ласточка»(сегодня это спортивная база «Олимп») или «Гагарин».
Ездили штабисты «Паруса» и на всероссийский фестиваль штабов. Там тоже каждый штаб представлял себя. Ребята из разных городов знакомились, организовывались круглые столы. Дружба со многими из них продолжается и поныне.
Все ребята из штаба ездили либо во всероссийский пионерский лагерь «Орленок», либо во всесоюзный - «Артек».
«Особое внимание уделялось cмотрам строя и песни. Даже колонной четыре на четыре мы выполняли повороты в движении. Там серьезная муштра у нас была, просыпались очень рано, а ложились в два часа ночи. Мы должны были быть для ребят, которые приехали, образцом. Всегда должны были думать, как мы идем, что мы говорим, что мы делаем. Это была честь быть членом городского пионерского штаба! Это было что-то особенное!»- вспоминает выпускница городского пионерского штаба «Парус» Татьяна Александровна Кондрашова.

FOTO Kondrashova S OpisaniemRaport4 3048Raport1 3046Raport2 3045Raport3 3047

Выражаем благодарность
Кондрашевой Т.А. и Буртыкиной И.В.
за интервью
Беседовал Сергей Васюткин

Сегодня мы расскажем об одной удивительной семье, с именами ее членов тесно связана военно-патриотическое движение в нашей области. Это семья Голубкиных: мать- Людмила Александровна и два ее сына- Сергей Эдуардович и Валерий Эдурдович.

Людмила Александровна - известный самарский педагог, искусный методист и организатор физического воспитания школьников, отличник народного просвещения РСФСР. Людмила Александровна родилась 23 июня 1939 года в г. Куйбышеве. Здесь же в 1954 году, окончив семь классов женской школы №3, она, по рекомендации школьного учителя физического культуры, пошла учиться в Куйбышевское педагогическое училище, чему способствовали ее высокие результаты в легкой атлетике и лыжном спорте.

После в 1964 году поступила в Волгоградский институт физической культуры. Получив высшее образование, начала работать в школе №21.

«Когда сыну было 4 года я жила одна, мне встретился человек военный- Владимир Михайлович. Он тоже пришел в 21 школу работать военруком. Тогда как раз начала набирать ход военная игра «Зарница». У нас с ними можно сказать было одно и тоже дело»- вспоминает Людмила Александровна. Позже Владимир Михайлович Ушаков станет мужем Людмилы Александровны.

Военную профессию выбрали и дети Л.А.Голубкиной.

Старший сын- Сергей шестиклассником вошел в состав юнармейского отряда той же 21 школы. Военрук Владимир Михайлович тщательно приглядывался к ребятам, думал над тем, кто сможет занять ответственную должность командира отряда. Выбор пал на Сережу Голубкина.

Подготовка к «Зарнице» требовала собранности, ответственности. Ребятам приходилось соревноваться во многих дисциплинах:

• Строевой смотр, 24 человека- поворот в движении направо и налево, кругом,

• Кросс. 1 тысяча метров.

• Метание гранаты. Зачет: 36 метров.

• Подтягивание

• Упражнение «Костюм химической защиты»

• Спортивное ориентирование

• Сборка автомата на время

• Стрельба из автомата

У каждого в отряде была своя специальность. Четыре девочки были санинструкторами. Они должны были перевязывать, транспортировать «раненого».

Примечателен случай произошедший во время пятого городского финала военно-спортивной игры «Зарница», про который написано в выпуске «Волжского комсомольца» от 4 июля 1982 года.

Во время соревнований хлынул, как из ведра, холодный проливной дождь. Штаб «Зарницы» во главе с секретарем горкома комсомола принимает

решение: отменить финал из-за плохой погоды, перенести его на другое время. Это решение было объявлено ребятам, однако они ответили решительным отказом, заявив:

- никуда не поедем. Будем соревноваться.

Пришлось уступить даже секретарю Ленинского райкома ВЛКСМ.

Натянули брезент и под этим брезентовым навесом на столах начались соревнования по сборке и разборке автомата Калашникова.

Все остальные дни соревнований выдались безоблачными. Под развесистыми дубами у огневых позиций в десяти метрах от маленьких кружков мишеней расположились стрелки. Раздались первые хлопки выстрелов из пневматических винтовок, - началась борьба за очки.

Сергей Голубкин оказался одним из лучших стрелков- выбивал «девятки». Но основная специальность его в «Зарнице» была разведчик. Разведчик должен хорошо знать топографию, уметь пробежать двухкилометровую дистанцию по азимуту(!)

Также успешно выступили ребята и на областном финале. Дальше предстояло участие команды под руководством Сергея Голубкина на Всесоюзном финале в лагере «Орленок». Из-за возраста (ребята были шестиклассниками, а приехали на финал в основной массе восьмиклассники) команду из Куйбышева допускают до соревнований вне конкурса. Но выступили ребята отлично. И после подведению итогов жюри, команда заняла 5 место из 137 команд.

На следующий год по решению городского штаба Всесоюзной комсомольской военно-спортивной игры «Орленок» Сергея Голубкина, единственного из семиклассников, допустили к участию в городском финале «Орленка». Он снова был лучшим командиром. Занял первое место в метании гранаты, показал второй результат в кроссе[1].

В августе 1974 года «орлята» отправились на I Всесоюзный финал комсомольской военно-спортивной игры «Орленок», проходившей в Минске. Участвовали уже 10 классы. Здесь команды были меньше — по 9 человек («отделение»). Отряд произвел хорошее впечатление. Особенно запомнился командир, который на вопрос журналиста, кем ты хочешь стать, ответил: «Генералом!».

Через год Сергей поступил в Казанское суворовское училище, успешно закончил его и в том же 1977 году сдал вступительные экзамены в алмаатинское общевойсковое Высшее военно-командное училище. 4 года проучился — закончил. А после этого попал в Афганистан. Два года воевал в Афганистане, получил четыре ранения, брюшной тиф. После выздоровления Сергея Эдуардовича перевели в Приволжский военный округ в поселок Безенчук, работать в военкомате. Сегодня Сергей Эдуардович сохраняет бодрость, как и прежде, ведь как поется в песне: «солдат всегда солдат».

Младший сын - Валерий также поступил в Суворовское училище и окончил его с отличием. После окончания выбирает училище в Киеве с углубленным изучением иностранных языков. Но старший брат категорически против: «Никакого Киева, пусть едет учиться туда где учился я, в Алма-Ату».

Людмила Александровна, приехав к сыну в Казань, сказала так: «Вот Сергей воюет, вдруг его убьют, и ты не выполнишь его просьбу». На что Валерий Эдуардович, не споря, соглашается. Он отправляется в Казахстан для продолжения учебы. Там младшего сына Людмилы Александровны приняли в партию, он получает красный диплом с отличием и золотую медаль. За 4 года безупречной учебы у него была одна оценка - «5». После выпуска начал службу в Чехословакии, потом Советский Союз распался и он поехал в Волгоград. Во время одного из коротких отпусков Валерию Эдуардовичу позвонили и сообщили, что нужно срочно ехать сдавать вступительные экзамены в академию Генерального штаба. 4 года Валерий Эдуардович проучился в академии и тоже окончил ее на «отлично».

Затем началась его служба военным атташе во Франции, в Бельгии. Сегодня Валерий Эдуардович работает в Министерстве Обороны.

Его дочь училась в Великобритании и Франции, знает 4 языка. Сейчас работает в посольстве во Франции, а старший сын трудится в Пакистане.

Так, сложилась судьба у сыновей Людмилы Александровны.

После работы в школе Л.А. Голубкину пригласили на работу в ГорОНО сначала в качестве методиста, а затем и в качестве инспектора. Раз в месяц при организации Людмилы Александровны работали методические объединения, которые проводили показательные уроки, организовывали соревнования.

 

И закончить нам бы хотелось стихотворением Владимира Михайловича Ушакова - мужа Людмилы Александровны…

Первенство города по баскетболу

Замер зал и команда нашей школы

на площадке в боевом строю

в городских соревнованиях по баскетболу

вместе с ней экзамен я сдаю

За плечами годы тренировок

радости, открытий и труда

напряжения, сложной подготовки

разочарований иногда

И сегодня снова переживая

как и в первый, в сотый раз

Вот она пятерка боевая

И готовый к выходу запас

Двое в центре- первое касанье

Кто его сумеет отыграть?

Все остановилось в ожидании

Мяч у нас, спокойно- не терять

Нервы вьются паутиной тонкой

Сердце словно молот кузнеца

Только б не заметили девчонки

Только б додержаться до конца

Счет не с места, только б удержаться

Вот потеря, промах, контрудар

Нужно успокоиться, собраться

Я беру минутный перерыв

Снова в бой- атака штурмовая

Правила нарушены и вот

Два штрафных Наташа пробивает

Мы выходим на очко вперед

И еще очко, теперь в защите

Перехват Галины- два очка.

Путь к победе ясный открытый

В ваших сильных, девичьих руках.

На почетном высшем пьедестале

Быть или не быть- решен вопрос.

Милые мои как вы устали

На глазах следы счастливых слез.

Вы сегодня вышли на дорогу,

Снова вам трудиться и дерзать

Если был я с вами слишком строгим,

Строгого не будем вспоминать.

Мне пора друзья затеять снова

С малышней знакомую возню,

Годы пролетят без остановок

От мечты к такому точно дню.

1971 год

Список источников и литературы:

1. «Волжский комсомолец»//№127(11945). 4 июля 1982г. C.2

2. Интервью в Людмилой Александровной Голубкиной. Архив ГБОУ ДО СО СДДЮТ.

Автор – Сергей Васюткин

Во Дворец пионеров я был принят в 1937 году после успешного участия в начале года в выставке-конкурсе областного комитета Союза работников начальной и средней школы и Дома учителя, посвященного 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина. На этой выставке меня премировали и рекомендовали к поступлению в изостудию Дворца пионеров.
Участием в Пушкинской выставке я обязан учительнице рисования художнице Южаниной Ю.С., которая преподавала в нашей 6 школе рисование и черчение, а в выходные дни вела изокружок для школьников, любителей рисования.
В то время наш Дворец не имел своего помещения, и кружки и студии Дворца размещались в школах. Помню, что наша изостудия занималась по выходным дням в помещении школы на улице Фрунзе, между улиц Некрасовской и Льва Толстого. Меня зачислили в группу, которая вскоре получила названия «старшей».
Руководил изостудией энтузиаст своего дела художник-методист Кротовский Николай Андреевич, который не считаясь с большими неудобствами, вызванными отсутствием постоянного помещения Дворца и изостудии, всегда старался создать максимум удобств и рабочую обстановку для изостудийцев.
Запомнился его негромкий спокойный голос, который он никогда не повышал, мягкая, грузноватая походка. Если студиец не являлся на очередное занятие, то Николай Андреевич беспокоился и посылал по почте открытку с запросом о причине пропуска занятия и о месте и времени следующего занятия, так как место и время занятий часто менялись. Он был очень чуток и внимателен к студийцам.
На занятиях мы рисовали с натуры натюрморты: чучела птиц, гипсовые предметы, статуэтки карандашом и акварельными красками. Работали над композициями на заданные темы. Николай Андреевич проводил беседы о жизни и творчестве великих русских и мировых классиков живописи.
Проводил экскурсии в художественном музее. Весной, во время ледохода, мы всей группой ходили на Волгу писать этюды: ледоход. Готовились к очередным художественным выставкам, в которых студийцы активно участвовали.
И я принимал участие в детских художественных выставках и довольно успешно. Несколько раз получал первые премии, например, на городской выставке современного рисунка, посвященной XX годовщине Октября. На областной выставке был в числе участников, получивших первые премии (четыре человека) - поездка в Москву на две недели для знакомства с музеями столицы. Ездили мы в июле 1938 года. Помню, что нас сопровождал Карпоносов Аркадий Львович, молодой учитель рисования. Поездка была очень интересной и полезной.
В июле 1937 года народным комиссаром просвещения РСФСР и институтом мировой литературы имени Горького к первой годовщине со дня смерти А.М. Горького проводился конкурс на лучший рисунок по его произведениям. Изостудия послала ряд работ.
Мной было послано пять работ акварелью и карандашом на темы произведения Горького «Мать», «Дед Архип и Ленька». Работы прошли по конкурсу и были показаны на выставке в Москве в Центральном доме художественного воспитания детей РСФСР, о чем меня известили официальным документом с благодарностью за участие в конкурсе (документ сохранился). В журнале «Юный художник» №12 за 1937 год (орган ЦК ВЛКСМ), была помещена статья С. Луначарской с рецензией на работы этой выставки, несколько строк было уделено и моим рисункам.
«К роману «Мать» юные художники дали не так много иллюстраций. Но две из них очень характерны. Алеша Епифанов изобразил в иллюстрации раздачу матерью прокламаций на вокзале, причем она это делает открыто и смело.
Видно, что автору представлялась не столько подпольная работа царского времени, сколько советский рабочий митинг. Зато его же рисунок изображающий столкновение рабочей демонстрации с отрядом войск, сделан более правдиво»[1].
За давностью времени я не помню всех выставок, в которых принимали участие изостудийцы Дворца пионеров, да и все газеты с рецензиями не сохранились. Но еще одну выставку я помню. Она входила составной частью в Первую областную олимпиаду детского творчества, открытие которой было 19 июня 1940 года. К ней вели подготовку все студии и кружки Дворца пионеров и огромного количества школ области. Много работ было показано изостудийцами Дворца пионеров. На олимпиаде меня премировали фотоаппаратом.
В те годы по образцу «Пионерской правды» в городе Куйбышеве издавалась областная пионерская газета «Будь готов», и весь номер газеты за 19 июня 1940 года был посвящен открытию олимпиады и ее участникам.
На страницах этого номера выступили участники Олимпиады с рассказами, стихами, заметками.
А на четвертой странице художественное оформление, - заголовки и иллюстрации, - было поручено изостудийцам, участникам Олимпиады - Александру Васильеву и мне.
Годы пребывания в изостудии остались в моей памяти как годы активной и интересной работы по освоению азов изобразительной грамоты и хорошей дружбы с товарищей-студийцев. С большой теплотой и благодарностью мы, бывшие студийцы, вспоминаем нашего наставника-руководителя Николая Андреевича Кротовского.
Несколько строк из своей биографии:
Школу №6 я окончил весной 1940 года. В ряды советской армии был призван в декабре 1941 года. Служил в артиллерийском полку стрелковой дивизии наводчиком орудия. В годы войны не забывал рисования. По просьбе командиров сделал несколько панорам с наблюдательных пунктов (это - «зона артогня дивизиона», т. е. то, что просматривается с наблюдательного пункта на линии обороны врага: доты, дзоты, ориентиры и т.д.). Когда позволяла обстановка, делал для себя наброски карандашом. Рисовал портреты друзей - солдат и офицеров. Однажды по заданию политотдела дивизии нарисовал несколько больших щитов-плакатов для идеологической обработки немцев. Их выставляли на переднем крае, у наших окопов, в зоне видимости врага. Во время наступления писал на домах и заборах призывы и лозунги для наших наступающих войск. Это делалось мной «без отрыва от артиллерии». В конце войны был переведен в политотдел дивизии (некоторое время работал художником передвижного клуба дивизии).
После войны окончил с отличием Казанское художественное училище в 1953 году и был направлен в художественный институт для продолжения образования. Но по семейным обстоятельствам дальше учиться не пришлось и поступил на работу в Куйбышевское отделение Художественного фонда РСФСР художником, где работало по сей день.
Имею награды: медаль «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «20 лет победы над Германией», «50 лет вооруженных сил», нагрудный знак «25 лет Победы над Германией». В Комсомоле состоял с 1942 года до VIII 1944 года. В кандидаты КПСС с VIII 1944 года, в члены КПСС с X 1945 года.Сейчас состою на партучете в первичной парторганизации Куйбышевской организации Союза Художников и мастерских художественного фонда РСФСР. Неоднократно избирался в партбюро. С декабря 1968 года по сей день состою членом Совета музея Комсомольской славы школы №6 им. Ломоносова. Участвовал в организации этого музея. Выполняю обязанности хранителя фондов, фотографа и художника.

А.Епифанов

3 марта 1974.

XgcN p V lcDxws1ly1gD0

Список источников и литературы:
1. С. Луначарская. Детские иллюстрации к произведениям Максима Горького//Юный художник. 1937 г. С.21

Подготовил – Сергей Васюткин

На протяжении десятилетий в Куйбышевском Дворце пионеров работали различные археологические коллективы, но особое место занимает коллектив экспериментальной археологии и истории древнего гончарства доктора археологических наук, профессора — Натальи Петровны Салугиной.

Ребята, как правило, обучались три года. Возраст детей был разный, но больше всего было ребят в возрасте от 12 до 13 лет.

Школьники приобщались к учебно-исследовательской деятельности, готовили небольшие сообщения, знакомились с наиболее часто употребляемыми терминами археологии. Отдельным блоком шел раздел «Персоналии»- знакомство с работами ученых, которые внесли значительный вклад в развитие археологии России, и, в частности, Самарской области. Темы для индивидуальных сообщений дети выбирали сами, - руководитель должен был только заметить интерес ребенка и направить его в нужное русло.

В соответствии с возрастом учащихся, программа была разделена на три года обучения, постепенно усложняясь. В первый год дети знакомились с основами археологии, основными типами археологических памятников, общими особенностями гончарства, как особой сферы человеческой деятельности. В этот период главной задачей было заинтересовать школьников. Третий год обучения предусматривал рассмотрение основных дискуссионных проблем археологии и основных проблем изучения древнего гончарства[1,2].

Темы, которые изучали дети, отличались широким охватом и разнообразием. Вот некоторые из них: «Город, в котором мы живем», «Как жили древние люди? История жилища», «Как обжигали сосуды?», «Узоры на горшке», «Откуда к нам пришел фарфор?» и многие другие.

Значительный блок программы занимали практические занятия по знакомству с древними технологиями изготовления сосудов, с навыками работы с микроскопом, с принципами камеральной обработки* материала. Также ребята знакомились с основными понятиями и терминами науки, с методами научного исследования, с методами работы с научной литературой (* см. прим.).

Еще одна часть этой программы была направлена на общее ознакомление с основами археологии, с основными достижениями самарских археологов, с общими проблемами гончарства. Предусмотрены были и практические занятия по лепке сосудов. 

Программа «Экспериментальная археология и история древнего гончарства» объединяла в себе и традиционное изучение археологии (как дополнение к школьному курсу истории и как основу краеведения), и использование нетрадиционного метода исследования - постановки научного эксперимента, с привлечением данных этнографии.

Занятия проводились на базе керамической лаборатории Института истории и археологии Поволжья и Музея археологии Самарского государственного педагогического университета. На этих учебных площадках ребята знакомились и работали с реальным археологическим материалом, пользовались научной библиотекой, общались с учеными[1,8].

Большое влияние на формирование интереса к исследовательской деятельности и становление будущих ученых оказывало участие в археологических экспедициях. Во время них школьники участвовали в раскопочной и экспериментальной деятельности. Ребята знакомились с полевой методикой, приобретали навыки жизни в полевых условиях.

 В работе широко использовался метод научного эксперимента в виде физического моделирования. Особенно перспективен этот метод при изучении древних производств.

 Археологические экспедиции - это не только раскопки памятников старины, знакомство с методикой полевых исследований. Благодаря экспедициям у ребят воспитывалась выносливость, терпимое отношение друг к другу, умение брать на себя ответственность за товарищей.

Проходили весь цикл производственного процесса, ощущали себя гончарами.

Любая практическая работа всегда будит воображение, а возможность что-то сделать своими руками (слепить сосуд или свистульку, модель очага или жилища), восстановить сосуд из мелких обломков, поучаствовать в настоящем научном эксперименте — такая работа интересна всем без исключения.

Многие ребята посещали занятия кружка из-за возможности пообщаться со сверстниками, поехать летом в археологическую экспедицию. Не все стали археологами, но навыки, полученные в экспедициях, пригодились жизни всем.

Автор – Сергей Васюткин

Список источников и литературы:

  1. Экспериментальная археология и история древнего гончарства. Авторская комплексная образовательная программа. Н.П.Салугина. Самара, 2003 год.

Примечание:

Камеральные работы- всесторонняя научная обработка материалов, собранных в процессе полевых топографических, геологических, почвенных и других специальных исследований какой-либо территории.